По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 678.012

Повышение послеремонтной безотказности агрегатов тракторов

Лялякин В.П. д-р техн. наук, ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва
Гительман Д.А. Южно-Уральский государственный университет, Челябинская обл., Троицк
Соловьев Р.Ю. канд. техн. наук
Ольховацкий А.К. канд. техн. наук

В статье приведены некоторые итоги и результаты исследования по сокращению эксплуатационной обкатки и повышению безотказности ДВС, отремонтированных ЦРМ СХП, применением наноматериалов.

Литература:

1. Черноиванов В.И., Соловьев Р.Ю., Ольховацкий А.К. и др. Инновационные методы повышения послеремонтной надежности сельскохозяйственной техники и инвестиционной привлекательности ремонтно-обслуживающих предприятий в АПК: Монография / Под общ. ред. академика В.И. Черноиванова; В.И. Черноиванов, Р.Ю. Соловьев, А.К. Ольховацкий., В.П. Лялякин, Д.А. Гительман и др. // М.: ГНУ ФНАЦ ВИМ, 2012. — 400 с.

2. Ольховацкий А.К. Наноматериалы в техническом сервисе сельскохозяйственных машин (учебное пособие) под ред. академика В.И. Черноиванова / А.К. Ольховацкий, Р.Ю. Соловьев, В.П. Лялякин, Д.А. Гительман и др. // М.: ГНУ ФНАЦ ВИМ, 2010. — С. 19–54, 68.

3. Лялякин В.П., Соловьев Р.Ю., Ольховацкий В.К. и др. К вопросу сокращения продолжительности послеремонтной эксплуатационной обкатки трактора / В.П. Лялякин, Р.Ю. Соловьев, А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман, С.М. Коновалов // Труды ФНАЦ ВИМ. — М.: ФНАЦ ВИМ, 2012. — Т. 110. — Ч. 2. — С. 38–42.

4. Ольховацкий А.К., Гительман Д.А. Методика выбора рационального трибопрепарата для продления послеремонтного ресурса ДВС в сельхозпредприятиях / А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман // Труды ФНАЦ ВИМ. — М.: ФНАЦ ВИМ, 2012. — Т. 110. — Ч. 1. — С. 75–78.

5. Соловьев Р.Ю., Ольховацкий А.К., Гительман Д.А. Повышение послеремонтной надежности ДВС применением наноматериалов / Р.Ю. Соловьев, А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман // Труды ФНАЦ ВИМ. — М., 2013. — Т. 111. — Ч. 2. — С. 40–44.

6. Лялякин В.П., Ольховацкий А.К., Гительман Д. А и др. Наноматериалы для продления послеремонтного ресурса тракторных трансмиссий и экономии топлива / В.П. Лялякин, А.К. Ольховацкий, Д.А. Гительман, А.П. Шавкунов // Труды ФНАЦ ВИМ. — М.: ФНАЦ ВИМ, 2010. — Т. 105. — С. 53–57.

Краткий анализ технического уровня и послеремонтной надежности отечественной сельскохозяйственной техники, укрупненная характеристика состава парка основных машин и ремонтно-обслуживающей базы в сельском хозяйстве показали, что в нем используется в основном устаревшая техника, созданная 30–40 лет назад, а затраты на ремонт и запчасти составляют более 65 млрд руб. в год (или 12–15 % затрат в структуре себестоимости сельхозпродукции вместо 4,5–5,0 % имевшихся ранее). К каждому сезону ремонту подвергается 60–65 % парка тракторов и комбайнов. Доля исправных тракторов не превышает 80–82 % (вместо 95–98 %) [1].

По данным ФНАЦ ВИМ, доля ремонта тракторов в РТП и РЗ оставляет 2,8 %. Ремонт всего парка тракторов проводится в основном в технически не оснащенных центральных ремонтных мастерских сельхозпредприятий. Ресурс дизельных двигателей, отремонтированных в ЦРМ, в 3–7 раза ниже нормативного, установленного ФНАЦ ВИМ [1].

В связи с этим объективно возникает необходимость поиска и проведения исследований по повышению безотказности ДВС применением эффективных наноматериалов в составе масел, а также в разработке метода выбора рациональных нанодобавок, исключающих образование задиров в ресурсных сопряжениях в процессе обкатки, штатной эксплуатации и существенно повышающих безотказность ДВС. Сокращенная классификация нанопрепаратов приведена в табл. 1 [2].

В статье используются такие термины, как «нанодобавка», «трибопрепарат», «наноматериал», «трибоматериал». Такой подход авторов вызван тем, что терминология по применению наноматериалов в техническом сервисе машин не утверждена. В то же время в России и за рубежом производится более 200 различных марок нанопрепаратов.

Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи исследования: теоретически обосновать и разработать метод диагностики и выбора рационального наноматериала в составе моторного масла для ускорения обкатки и повышения послеремонтной безотказности ДВС и, используя разработанный метод, выполнить триботехнические исследования наноматериалов и выявить рациональный наноматериал; провести испытания ДВС на стенде и при эксплуатации на сельхозпредприятии и установить изменения основных показателей ДВС.

Для Цитирования:
Лялякин В.П., Гительман Д.А., Соловьев Р.Ю., Ольховацкий А.К., Повышение послеремонтной безотказности агрегатов тракторов. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: