В сельскохозяйственном производстве встречается множество машин, прошедших различные ремонты и находящихся в разных технических состояниях. В соответствии с ГОСТ 27.002–89 [1] их разделяют на исправные, неисправные, работоспособные, неработоспособные и предельные.
Под исправным понимают состояние техники, соответствующее всем требованиям нормативно технической (или конструкторской) документации (НТД). Если же машина не соответствует хотя бы одному требованию НТД, ее состояние признают неисправным. Работоспособное состояние означает, что данная техника способна выполнять все без исключения функции, определенные соответствующими документами, характеризующими машину. Выход за пределы этих требований хотя бы одного показателя делает машину неработоспособной. Неисправность как свойство представляет собой более общее понятие, охватывающее как неработоспособность техники, так и ее повреждения, не влияющие на выполнение основных функций. К ним, напри мер, могут быть отнесены нарушения лакокрасочных покрытий, незначительный износ шин, трещина стекла фар заднего фонаря и другие. Предельное состояние машины определяется невозможностью, неэффективностью или нецелесообразностью ее использования по назначению. Соответствующие признаки, установленные в НТД, называют критериями предельного состояния.
Для тракторов и сложных сельхозмашин различают предельные состояния, требующие капитального ремонта полнокомплектной техники или ее отдельных сложных составных частей — двигателя, коробки передач и других. Наработку техники от начала эксплуатации до перехода в предельное состояние называют техническим ресурсом. При этом начало работы капитально отремонтированного трактора также считают началом его использования.
Комплекс операций по восстановлению ресурса, работоспособности или исправности машины и ее основных составных частей называют ремонтом. Тракторы и комбайны подвергают капитальному и текущему ремонтам. При капитальном ремонте ресурс восстанавливают полностью или близко к полному с заменой или ремонтом основных составных частей. При текущем ремонте восстановлению подвергают лишь работоспособность или исправность машины в целом или ее важных частей. В этом случае ресурс полнокомплектной техники не восстанавливают. Он может быть восстановлен только для отдельных деталей и механизмов.