Повышение квалификации юристов приобретает особую значимость в развитом правовом государстве. Можно оговориться, что уровень работы юристов в современных условиях зависит не только от состояния подготовки юристов в высших учебных заведениях, но и от постановки работы по повышению квалификации дипломированных юристов.
О необходимости повышения квалификации красноречиво говорят данные социологического исследования, проведенного Фондом общественного мнения. На вопрос: «Вы бы хотели или не хотели повысить свою квалификацию? И если да, то вы хотели бы получить дополнительные знания (умения) по своей нынешней специальности или освоить новую специальность?» – 37% опрошенных ответили, что хотели бы повысить квалификацию, 19% опрошенных высказали желание освоить новую специальность и только 13% респондентов затруднились ответить1.
Не является исключением и сфера деятельности юристов. От уровня профессионального правосознания юристов во многом зависит эффективность механизма правового регулирования, научная обоснованность правотворчества, строгое соблюдение законности в процессе правоприменения2. Отсюда вытекает острая необходимость совершенствования своих знаний посредством повышения квалификации.
Действующим законодательством повышение квалификации рассматривается как совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации3.
Думается, данное определение применимо и к повышению квалификации юристов.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социальноэкономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.