Выпуск тракторной конкурентноспособной техники различного типа сталкивается с естественными проблемами современного рынка, игроками которого являются как чебоксарские предприятия ОАО «ПромТрактор», ОАО «Агромаш» (рис. 1.1–2), так и многие другие отечественные тракторные производители. Повышение затрат на тот или другой элемент функционирования предприятия значительно снижает возможности перспективного развития производства, проведения научно-исследовательских работ в поиске инновационных решений для технологии выпускаемой продукции, а в большинстве случаев ставит под угрозу существование — наряду с другими негативно воздействующими факторами, при этом действующими, как правило, комплексно. Примеров по ликвидации тракторных заводов — более чем достаточно: Алтайский ТЗ, КЗТЗ, АЗЛК и др.
Снижение энергоемкости такого предприятия, как «ПромТрактор» (да и многих других предприятий — ОАО «Агромаш», Челябинский ТЗ и др.), сделает его более конкурентным, ресурсным за счет повышения КПД производства. Обладая высокой энергоемкостью, «ПромТрактор» с его морально и физически устаревшей ТЭЦ-2 1960-х гг. с КПД 26–45 % (у современных мини-ТЭЦ КПД 87–90 %), теряет значительные ресурсы, применение которых могло бы значительно поддержать как само предприятие, так и принадлежащий кластер инфраструктуры, не говоря о соседних предприятиях, ОАО «Агромаш», ОАО «Аппарат», ЧЗСА [5].
Данный подход значительно повысит конкурентоспособность предприятий на рынке этого типа техники, что входит в поставленные задачи импортозамещения выпускаемой продукции, а также поддерживает экономические интересы регионов и страны в целом за счет снижения рисков.
Необходимость перспективного роста — очевидна и по своей составляющей, так как аналогична прогнозированию событий в случае с НПО «КАМАЗ», где двигатели ДВС с объемом 16 л для ралли могли бы быть оперативно заменены перспективной разработкой в 11…13 л (с прогнозируемым запасом: та же мощность при меньшей массе, объеме и т. д.) — если бы заранее провели такие работы, что устроило бы разработчиков с новыми требованиями FIA (V = 13 л). В данном случае отраслевая миграция технологического подхода к двигательным системам авиационного назначения становится наиболее актуальной при постоянной разработке как модификаций, так и нового поколения двигателей. Примером также выступает АЗЛК, где выпуск автомобилей со взятыми за основу ДВС BMW 36 г. — требовал серьезного развития.