Вода на ТЭС используется в качестве рабочей среды в основном контуре (ОК), в качестве теплоносителя — в теплофикационном контуре (ТФК), в качестве охладителя — в охлаждающем контуре (ОХК). Пароводяные потери в ОК и ТФК компенсируются очищенной водой, поступающей с водоподготовительных установок (ВПУ).
Традиционные схемы подготовки воды для подпитки ОК и ТФК включают предочистку и ионный обмен. Широко распространены схемы подготовки подпиточной воды для ТФК с добавлением реагентов-комплексонов (технология ингибирования). Перечень реагентов, которые могут быть использованы в ТФК, расширяется ежегодно, но нет однозначных критериев выбора реагентов с учетом особенностей свойств органических примесей (ОПР), присутствующих в производственных водах, технологических схем подготовки подпиточной и сетевой воды, отсутствуют методы производственного контроля для своевременной корректировки процессов водоподготовки.
Состояние методического обеспечения аналитического контроля ОПР в воде неудовлетворительное. Так, определяемый на ТЭС показатель «окисляемость» не дает полного представления о свойствах и составе ОПР и не позволяет определять отдельные органические вещества, которые не окисляются в условиях этого метода контроля.
Международный стандарт определения содержания ОПР в соответствии с ИСО 8245, заключающийся в определении содержания общего органического углерода (ООУ), пригоден для определения всех органических веществ, однако, как и другие известные методы, этот метод не позволяет оценивать особенности свойств ОПР, их способность к взаимодействию с другими веществами или с защитными оксидными пленками на поверхности металла оборудования.
Исходя из анализа известных способов контроля, а также учитывая, что «чистая вода» не поглощает ультрафиолетовое излучение (УФ-излучение), и минимальная концентрация неорганических ионных примесей в конденсате определена, для разработки критерия минимального содержания ОПР была исследована величина светопропускания в УФ-области спектра.