По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.9

Повышение качества поверхности авиационных блоков шестерен зубохонингованием

Караванова А. Г. аспирант, E-mail: ggglilo@mail.ru, ИМАШ РАН, 101000, Москва, Малый Харитоньевский переулок, д. 4
Яковлева А. П. канд. техн. наук, доцент, E-mail: yakovleva525@mail.ru, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5

Для увеличения долговечности высокоскоростных высоконагруженных зубчатых передач необходимо повышение качества изготовления зубчатых колес, применение прогрессивных технологий и современного оборудования. Повышение качества поверхности зубчатого венца влияет на эксплуатационные показатели двигателя в целом. В работе дан сравнительный анализ отделочных методов обработки. Показано влияние качества поверхности на уровень шума.

Литература:

1. Яковлева, А. П. Влияние качества поверхности на нагрузочную способность зубчатых колес // Главный механик. 2015. №10. С. 36–38.

2. Кравченко, И. И., Яковлева, А. П. Анализ видов разрушения зубчатых колес // Главный механик. 2015. №5–6. С. 45–50.

3. Яковлева, А. П. Обработка зубчатых колес крупного модуля // Главный механик. 2014. №6. С. 40–42

4. Яковлева, А. П. Упрочняющая обработка зубчатых колес крупного модуля // Авиационная промышленность. 2014. №2. С. 31–33.

5. Косарев, О. И. Способы снижения возбуждения и вибраций в прямозубом зацеплении // Вестник машиностроения. 2001. №4. С. 8–14.

6. Рудницкий, В. Н. Влияние геометрических параметров зубчатых колес на шум в зубчатых передачах / В. Н. Рудницкий. Сб. ст. Вклад ученых и специалистов в национальную экономику / БГИТА Брянск, 2001. С.125–128.

7. Албагачиев, А. Ю, Караванова, А. Г. Прочность и качество зубчатых колес после термообработки и финишной операции зубохонингования // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2023. №2. C. 4–11.

8. Албагачиев, А. Ю, Яковлева, А. П. Применение методов комбинированного воздействия на поверхностный слой деталей машин в наукоёмких технологиях // Наукоёмкие технологии в машиностроении. 2023. №3 (141). С 12–18.

9. Калашников, А. С., Моргунов, Ю. А., Калашников, Р. А. Современные методы зубошлифования цилиндрических колёс // Справочник. Инженерный журнал с приложением. 2010. №5. С. 21–26.

10. Макаров, В. Ф., Ворожцова, Н. А. Горбунов, А. С. Электрофизические методы обработки в современной промышленности // Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2022. С. 220–223.

11. Калашников, А. С., Моргунов, Ю. А., Калашников, П. А. Современные методы обработки зубчатых колёс. Спектр, 2012. С. 239.

12. Калашников, А. С. Технология изготовления зубчатых колес. М: Машиностроение, 2024. 480 с.

13. Караванова, А. Г., Калашников, А. С. Различие результатов процессов обработки зубчатых колес методами хонингования, шлифования и полирования исходя из выявленных значений микронеровностей обрабатываемой поверхности // Наука и бизнес: пути развития. 2020. №5. С. 23–27.

14. Шандров, Б. В., Моргунов, Ю. А., Саушкин, Б. П. Развитие и применение наукоёмких технологий в производстве летательных аппаратов // Известия МГМУ (МАМИ). 2013. Т. 2, №2 (16). С. 278–286.

Для достижения необходимого качества поверхности применяют различные методы отделочной обработки зубчатых колес. К таким методам можно отнести:

• притирку;

• зубохонингование;

• прикатку;

• зубошлифование.

При этом, используя зубошлифование, получают большую производительность, поэтому обработку широко используют при производстве зубчатых колес.

Шлифование зубьев можно производить как методом копирования, так и методом обкатки. Ранее применялся метод копирования. Шлифование при этом производилось дисковыми профильными шлифовальными кругами. Недостатками такого метода являлась очень низкая производительность, а также погрешности шага зубьев обработанного зубчатого колеса, кроме того был быстрый износ шлифовального круга, вызывающий погрешность профилей зубьев даже в пределах одного зубчатого колеса из- за перегрева. Это вызывало изменение структуры и свойств поверхностного слоя (рис. 1).

На смену методу копирования пришел новый метод обкатки при помощи червячных шлифовальных кругов. Это позволило существенно повысить производительность отделочной обработки, но дальнейшее ее увеличение ограничивалось применением только однозаходных шлифовальных кругов. При обработке однозаходным шлифовальным кругом поворот шлифовального круга на один оборот давал возможность обработать только один зуб на обрабатываемом колесе. При обработке глобоидальными шлифовальными кругами большим недостатком оказалась способность зацепляться только с зубчатыми колесами, имеющими соответствующую геометрию, к тому же каждый раз для изготовления круга приходилось изготавливать алмазное цилиндрическое колесо, имеющее очень высокую стоимость [1–3].

Существенное влияние на долговечность оказывают различные погрешности в зацеплении. К основным погрешностям изготовления зубчатых колес можно отнести как погрешности окружного шага, так и погрешности формы профиля и направления зубьев:

• на возникновение резонансных колебаний из-за накопления ошибки шага оказывает влияние кинематическая точность блока шестерен, определяющаяся как полная погрешность угла поворота колес зубчатого зацепления за один оборот;

Для Цитирования:
Караванова А. Г., Яковлева А. П., Повышение качества поверхности авиационных блоков шестерен зубохонингованием. Главный механик. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: