Для достижения необходимого качества поверхности применяют различные методы отделочной обработки зубчатых колес. К таким методам можно отнести:
• притирку;
• зубохонингование;
• прикатку;
• зубошлифование.
При этом, используя зубошлифование, получают большую производительность, поэтому обработку широко используют при производстве зубчатых колес.
Шлифование зубьев можно производить как методом копирования, так и методом обкатки. Ранее применялся метод копирования. Шлифование при этом производилось дисковыми профильными шлифовальными кругами. Недостатками такого метода являлась очень низкая производительность, а также погрешности шага зубьев обработанного зубчатого колеса, кроме того был быстрый износ шлифовального круга, вызывающий погрешность профилей зубьев даже в пределах одного зубчатого колеса из- за перегрева. Это вызывало изменение структуры и свойств поверхностного слоя (рис. 1).
На смену методу копирования пришел новый метод обкатки при помощи червячных шлифовальных кругов. Это позволило существенно повысить производительность отделочной обработки, но дальнейшее ее увеличение ограничивалось применением только однозаходных шлифовальных кругов. При обработке однозаходным шлифовальным кругом поворот шлифовального круга на один оборот давал возможность обработать только один зуб на обрабатываемом колесе. При обработке глобоидальными шлифовальными кругами большим недостатком оказалась способность зацепляться только с зубчатыми колесами, имеющими соответствующую геометрию, к тому же каждый раз для изготовления круга приходилось изготавливать алмазное цилиндрическое колесо, имеющее очень высокую стоимость [1–3].
Существенное влияние на долговечность оказывают различные погрешности в зацеплении. К основным погрешностям изготовления зубчатых колес можно отнести как погрешности окружного шага, так и погрешности формы профиля и направления зубьев:
• на возникновение резонансных колебаний из-за накопления ошибки шага оказывает влияние кинематическая точность блока шестерен, определяющаяся как полная погрешность угла поворота колес зубчатого зацепления за один оборот;