По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.97 DOI:10.33920/vne-04-2312-06

Повышение информационной прозрачности результатов регионального проекта в сфере экспорта в УрФО

Павел Леонидович Глухих кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, центр региональных компаративных исследований, ФГБУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук» (ИЭ УрО РАН), Россия, 620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, e-mail: gluchih_p_l@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5992-3780

Повышается влияние информации на деятельность органов власти. Сохраняется проблема низкой известности для граждан национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Цель статьи заключается в обобщении теоретических положений и разработке методического подхода к оценке информационной прозрачности полученных результатов регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» на примере регионов УрФО, а также выработке прикладных рекомендаций по ее повышению. Автором выработаны признаки информационной прозрачности: релевантность (актуальность, сфокусированность, своевременность), достаточность (полнота, структурированность) информации. Они дополняют развивающуюся научную область по измерению информационной прозрачности результатов деятельности органов власти. Разработана программа эмпирического исследования и методического инструментария балльной оценки полученных результатов регионального проекта, основанная на контент-анализе информации с сайтов региональных органов власти и открытых источников. Методический вклад исследования состоит в оригинальности предложенного методического инструментария, позволяющего измерить информационную прозрачность достигнутых результатов регионального проекта. Прикладная значимость заключается в систематизации сложившейся хозяйственной практики информационной прозрачности достигнутых результатов регионального проекта в регионах УрФО. Установлено, что наиболее значимой проблемой является отсутствие увязки информации с утвержденными плановыми результатами регионального проекта (указываются разрозненные, малоструктурированные данные). Рассчитано значение двух авторских субиндексов: релевантности информации (от 0,11 балла у Курганской области до 2,50 балла у Тюменской области из трех максимальных) и субиндекса достаточности информации (от 0,02 балла у Свердловской области до 2,22 балла у Ханты-Мансийского автономного округа). Выработаны практические рекомендации для федеральных и региональных органов власти: релевантность и сфокусированность информации на результатах проекта, достоверность информации, сопоставимость плановых и фактических значений, структурированность и детализированность информации. Полученные принципы релевантности информации могут быть положены в основу разработки соответствующих стандартов предоставления информации.

Литература:

1. Ахрамеева, О. В., Лабузова, В. А. Реализация принципа открытости в деятельности органов власти: общие положения // Научный вестник ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарнотехнический институт». — 2017. — Т. 1. — С. 6–11.

2. Булыга, Р. П., Сафонова, И. В. Информационная прозрачность: подходы к оценке, ключевые характеристики, тренды // Учет. Анализ. Аудит. — 2019. — № 6. — С. 6–23. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-66-6-23.

3. Косицына, Ж. С., Ищенко, О. В. Информационная открытость деятельности органов власти: дискуссионные аспекты терминологии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XLVI Международной научнопрактической конференции в 2 частях. — Пенза: Наука и Просвещение, 2021. — Ч. 2. — С. 209–212.

4. Кракашова, О. А., Житников, И. В. Контент-анализ материалов II Открытого российского статистического конгресса // Учет и статистика. — 2019. — Т. 54. — Вып. 2. — C. 20–28.

5. Кривоносова, Л. А., Клейменов, Е. А. Социальная направленность информационной открытости государственной власти. — Хабаровск: ДВИУ-филиал РАНХиГС, 2016. — 124 с.

6. Национальные проекты — 2022: информированность и отношение // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacionalnye-proekty-2022informirovannost-i-otnoshenie (дата обращения: 13.10.2023).

7. Национальные проекты: ожидания россиян // Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. — URL: https://nafi .ru/analytics/natsionalnye-proekty-ozhidanie-rossiyan-en-national-projects-expectation-ofrussians-/ (дата обращения: 13.10.2023).

8. Открытость государства в России — 2022 // Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-2022.pdf (дата обращения: 13.10.2023).

9. Отчет о ходе реализации регионального проекта на 30 апреля 2022 г. // Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [Электронный источник]. — URL: https:// depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/e36/Otchet_T6.71_15_2022.04_1232_T6_083_Aprel_-2022.pdf (дата обращения: 04.10.2023).

10. Письмо Аппарата Правительства РФ от 28 октября 2018 г. № П6-69308 «О направлении для использования в работе разъяснений по заполнению форм отчетов о ходе реализации национальных проектов, федеральных проектов и запросов на изменение паспортов национальных проектов и паспортов федеральных проектов» // Проектный офис Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. — URL: https://проектныйофис.янао.рф/documents/other/111477/ (дата обращения: 13.10.2023).

11. Почивалова, Г. П. Изменение информационной прозрачности корпоративного сектора в современных условиях: причины и тенденции // Московский экономический журнал. — 2023. — № 1. — С. 495–506. DOI: 10.55186/2413046X_2023_8_1_31.

12. Рогозинников, А. А. Проблемы реализации национальных проектов в органах государственной власти Уральского федерального округа // Развитие современной экономики: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: Наука и Просвещение, 2022. — С. 18–27.

13. Сводный отчет о ходе реализации портфелей проектов (программ) за 2021 год // Онлайн-портал «Региональные проекты Свердловской области» [Электронный ресурс]. — URL: https://pro-proekt.egov66. ru/files/6147FF876D5D07F0A3F91E6649B48AF6.pdf (дата обращения: 04.10.2023).

14. Чуклинов, А. Е. «Прозрачная» государственная политика: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2006. — № 8. — С. 44–50.

15. Chalkidis, I., Kampas, D. Deep learning in law: early adaptation and legal word embeddings trained on large corpora // Artificial Intelligence and Law. — 2019. — Вып. 27 (2). — С. 171–198. DOI: 10.1007/s10506-0189238-9.

16. Cruz, N. F., Tavares, A. F., Marques, R. C., Jorge, S., Sousa, L. Measuring Local Government Transparency // Public Management Review. — 2016. — 18:6. — C. 866–893. DOI: 10.1080/14719037.2015.1051572.

17. Hermana, B., Tarigan, A., Medyawati, H., Silfianti, W. Information Richness, Website Feature, and Financial Transparency on the Local Government Website in Indonesia // Journal of Theoretical and Applied Information Technology. — 2012. — Т. 43. — № 2. — С. 229–235.

18. Redeemer, K., Mertens, G. Transparency in Local Governments: Patterns and Practices of Twenty-first Century // State and Local Government Review. — 2020. — Т. 52. — С. 200–213.

19. Weber, R. Ph. Basic Content Analysis. — Beverly Hill: Sage Publications, 1985. — 95 с.

1. Akhrameeva, O. V., Labuzova, V. A. (2017). Realizatsiia printsipa otkrytosti v deiatel’nosti organov vlasti: obshchie polozheniia [Implementation of the principle of openness in the activities of authorities: general provisions]. Nauchnyi vestnik GAOU VPO "Nevinnomysskii gosudarstvennyi gumanitarno-tekhnicheskii institute" [Scientific bulletin of the Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute]. Vol. 1, pp. 6–11. (In Russian.)

2. Bulyga, R. P., Safonova, I. V. (2019). Informatsionnaia prozrachnost’: podkhody k otsenke, kliuchevye kharakteristiki, trendy [Information transparency: Approaches to evaluation, key features, trends]. Uchet. Analiz. Audit [Accounting. Analysis. Auditing]. No. 6, pp. 6–23. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-6-6-23. (In Russian.)

3. Kositsyna, Zh. S., Ishchenko, O. V. (2021). Informatsionnaia otkrytost’ deiatel’nosti organov vlasti: diskussionnye aspekty terminologii [Information transparency of the activities of government bodies: debatable aspects of terminology]. Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations. Part 2. Penza: Science and Education. Pp. 209–212. (In Russian.)

4. Krakashova, O. A., Zhitnikov, I. V. (2019). Kontent-analiz materialov II Otkrytogo rossiiskogo statisticheskogo kongressa [Content analysis of materials of the II Open Russian Statistical Congress]. Uchet i statistika [Accounting and statistics]. Vol. 54, no. 2, pp. 20–28. (In Russian.)

5. Krivonosova, L. A., Kleimenov, E. A. (2016). Social orientation of information openness of the state power. Khabarovsk: DVIU is a branch of RANEPA. 124 p. (In Russian.)

6. VCIOM (2022). National projects — 2022: awareness and attitude. — Available at: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacionalnye-proekty-2022-informirovannost-i-otnoshenie (accessed: 13.10.2023). (In Russian.)

7. NAFI Analytical Center (2019). National projects: expectations of Russians. — Available at: https://nafi .ru/ analytics/natsionalnye-proekty-ozhidanie-rossiyan-en-national-projects-expectation-of-russians-/ (accessed: 13.10.2023). (In Russian.)

8. Accounts Chamber of Russian Federation (2022). Openness of the state in Russia — 2022. — Available at: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-2022.pdf (accessed: 13.10.2023). (In Russian.)

9. Department of Economic Development of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Yugra (2022). Progress report on the implementation of the regional project as of April 30, 2022. — Available at: https://depeconom. admhmao.ru/upload/iblock/e36/Otchet_T6.71_15_2022.04_1232_T6_083_Aprel_-2022.pdf (accessed: 04.10.2023). (In Russian.)

10. Letter of the Government of the Russian Federation dated October 28, 2018 No. P6-69308 On the direction for use in the work of explanations on fi lling out forms of reports on the implementation of national projects, federal projects and requests to change passports of national projects and passports of federal projects. — Available at: https://проектныйофис.янао.рф/documents/other/111477/ (accessed: 13.10.2023). (In Russian.)

11. Pochivalova, G. P. (2023). Izmenenie informatsionnoi prozrachnosti korporativnogo sektora v sovremennykh usloviiakh: prichiny i tendentsii [Changes in the information transparency of the corporate sector under modern conditions: reasons and trends]. Moskovskii ekonomicheskii zhurnal [Moscow economic journal]. No. 1, pp. 495–506. DOI: 10.55186/2413046X_2023_8_1_31. (In Russian.)

12. Rogozinnikov, A. A. (2022). Problemy realizatsii natsional’nykh proektov v organakh gosudarstvennoi vlasti Ural’skogo federal’nogo okruga [Problems of implementation of national projects in public authorities of the Ural Federal District]. Development of modern economy: topical issues of theory and practice. Penza: science and Education. Pp. 18–27. (In Russian.)

13. Regional projects of the Sverdlovsk region (2021). Summary report on the implementation of project portfolios (programs) for 2021. — Available at: https://pro-proekt.egov66.ru/fi les/6147FF876D5D07F0A3F91E66 49B48AF6.pdf (accessed: 04.10.2023). (In Russian.)

14. Chuklinov, A. E. (2006). "Prozrachnaia" gosudarstvennaia politika: nekotorye problemy teorii i praktiki ["Transparent" state policy: some problems of theory and practice]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Politologiia [RUDN Journal of Political Science]. No. 8, pp. 44–50. (In Russian.)

15. Chalkidis, I., Kampas, D. (2019). Deep learning in law: early adaptation and legal word embeddings trained on large corpora. Artificial Intelligence and Law. Vol. 27, no. 2, pp. 171–198. DOI: 10.1007/s10506-0189238-9.

16. Cruz, N. F., Tavares, A. F., Marques, R. C., Jorge, S., Sousa, L. (2016). Measuring Local Government Transparency. Public Management Review. 18:6, pp. 866–893. DOI: 10.1080/14719037.2015.1051572.

17. Hermana, B., Tarigan, A., Medyawati, H., Silfianti, W. (2012). Information Richness, Website Feature, and Financial Transparency on the Local Government Website in Indonesia. Journal of Theoretical and Applied Information Technology. Vol. 43, no. 2, pp. 229–235.

18. Redeemer, K., Mertens, G. (2020). Transparency in Local Governments: Patterns and Practices of Twentyfirst Century. State and Local Government Review. Vol. 52, pp. 200–213.

19. Weber, R. Ph. (1985). Basic Content Analysis. Beverly Hill: Sage Publications, 95 p.

Дата поступления рукописи в редакцию: 24.10.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 21.11.2023.

Повышается значимость информации как для деятельности органов власти различных уровней, так и для социально-экономического развития страны и регионов. Важно не столько наличие информации, сколько ее прозрачность и возможность использования. В этих условиях развивается информационная прозрачность как самостоятельное научное направление. Основными субъектами информационной прозрачности выступают как бизнес образования [2; 11], так и органы власти. Последние являются непосредственными организаторами и участниками реализации экономической политики. Особая роль органов власти заключается в реализации национальных проектов как стратегических приоритетов. На достижение запланированных результатов национальных проектов влияет сложившаяся практика органов власти по их информационному сопровождению.

С первого года реализации текущих национальных проектов наименее известным среди них был проект «Международная кооперация и экспорт». Согласно всероссийскому опросу НАФИ (2019 г.), он занимал последнее место по осведомленности [7]. Такое отставание сохранялось на протяжении прошедших четырех лет реализации национальных проектов. Так, в 2022 г., по данным всероссийского опроса ВЦИОМ, слышали о его реализации только 30 % граждан России [6]. По их оценке, проект занимает также последнее место. Его известность существенно отстает от предпоследнего значения (проект «Производительность труда» оценивается в 41 %). При этом наиболее знакомы для россиян результаты нацпроекта «Здравоохранение» (74 %). То есть сохраняется проблема низкой известности национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Поэтому важно оценить значение информационной составляющей данного национального проекта. Детальное измерение информационной прозрачности целесообразно произвести на примере регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» (далее — региональный проект или проект), системного для нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Продуманное информационное сопровождение дает ряд преимуществ. Так, Кривоносова Л. А. и Клейменов Е. А. подчеркивают практическую важность: «Прозрачность власти повышает доверие населения к власти, доверие инвесторов к власти, снижает инфляционное ожидание, а также издержки бизнеса от взаимодействия с органами власти» [5, с. 16]. Применительно к данному проекту важно, что потенциальному экспортеру для принятия решения необходимо достаточное наличие информации о мерах содействия и достигнутых практических результатах поддержки.

Для Цитирования:
Павел Леонидович Глухих, Повышение информационной прозрачности результатов регионального проекта в сфере экспорта в УрФО. Международная экономика. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: