По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Повышение энергоэффективности электродвигателей*

Сафонов А.С. Московский государственный машиностроительный университет, г. Москва

Представлены меры повышения энергоэффективности асинхронных электродвигателей общепромышленного исполнения. С января 2017 г. все выпускаемые электродвигатели мощностью 0,75…375 кВт должны иметь класс энергоэффективности не ниже IE3 или IE2, что допускается при работе в частотно-регулируемом приводе.

Литература:

1. ГО СТ Р 54413-2011. Машины электрические вращающиеся. Часть 30. Классы энергоэффективности односкоростных трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (код IE).

2. Стандарт IEC 60034-30:2008. Машины электрические вращающиеся. Часть 30. Классы КПД односкоростных трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором (код IE).

3. Сафонов А.С. Основные мероприятия по повышению энергоэффективности электрооборудования АПК // Тракторы и сельхозмашины. — 2014. — № 6. — С. 48-51.

4. Шумов Ю.Н., Сафонов А.С. Энергоэффективные асинхронные двигатели с медной обмоткой ротора, отлитой под давлением (обзор зарубежных публикаций) // Электричество. — 2014. — № 8. — С. 56-61.

5. Шумов Ю.Н., Сафонов А.С. Энергоэффективные электрические машины (обзор зарубежных разработок) // Электричество. – 2015. — № 4. — С. 45-47.

6. www.greencarcongress.com/2014/10/ 20141020-nims.html [Электронный ресурс] (Дата обращения: 25.08.2014).

7. Сафонов А.С. Применение энергоэффективных электродвигателей в сельском хозяйстве // Труды II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и техники», вып. II. Россия, г. Самара, 7 апреля 2015. — ИЦРОН, 2015. - С. 157-159.

Около 60 % потребляемой в промышленности электроэнергии тратится на электропривод рабочих машин. При этом основными потребителями электроэнергии являются электродвигатели переменного тока. В зависимости от структуры производства и характера технологических процессов доля энергопотребления асинхронных двигателей составляет 50…80 %, синхронных двигателей 6…8 %. Совокупный КПД электродвигателей составляет около 70 %, поэтому уровень их энергоэффективности играет значительную роль в решении задачи энергосбережения.

В сфере разработки и производства электродвигателей с 01.06.2012 г. введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 54413-2011 [1], основанный на международном стандарте IEC 60034-30:2008 [2] и устанавливающий четыре класса энергоэффективности двигателей: IE1 – нормальный (стандартный), IE2 – повышенный, IE3 – премиум, IE4 – супер-премиум. Стандартом предусмотрен ступенчатый переход производства на более высокие классы энергоэффективности. С января 2015 г. все выпускаемые электродвигатели мощностью 0,75…7,5 кВт должны иметь класс энергоэффектиности не ниже IE2, а 7,5…375 кВт – не ниже IE3 или IE2 (с обязательной комплектацией преобразователем частоты). С января 2017 г. все выпускаемые электродвигатели мощностью 0,75…375 кВт должны иметь класс энергоэффектиности не ниже IE3 или IE2 (допускается при работе в частотно-регулируемом приводе).

В асинхронных двигателях повышение энергоэффективности достигается [3-5]:

• Применением новых марок электротехнической стали с меньшими удельными потерями и меньшей толщиной листов сердечников.

• Уменьшением воздушного зазора между статором и ротором и обеспечением его равномерности (способствует снижению намагничивающей составляющей тока обмотки статора, уменьшению дифференциального рассеяния и снижению электрических потерь).

• Снижением электромагнитных нагрузок, т.е. увеличением массы активных материалов при уменьшении количества витков и увеличении сечения проводника обмотки (приводит к снижению сопротивлений обмоток и электрических потерь).

Для Цитирования:
Сафонов А.С., Повышение энергоэффективности электродвигателей*. Электроцех. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: