Эффективным методом в повышении ресурса узлов трения машин и оборудова-ния является образование в них апробированных за 25-летие антифрикционных по-крытий безразборными триботехническими методами [1–5, 7, 8]. Эти приемы позволяют в 2–3 раз увеличить межремонтный срок даже изношенных агрегатов, на 5–20 % уменьшить расход топлива, до 30 % — эксплуатационные затраты, повышают надежность и безопасность эксплуатации машин и оборудования [1, 2, 5, 7].
Безразборный технический сервис осуществляют введением в масла органических и неорганических веществ, масляных суспензий порошков мягких металлов, естественных или искусственных минералов. При этом или преобразуются поверхности трения, или повышается прочность смазки на них, или образуются антиизносные покрытия. Рентабельность безразборного сервиса 500–1200 % [1].
Этот технический сервис отвечает всем периодам жизненного цикла машин. Он может включать: обкатку приработочными составами; экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом виде ТО; диагностирование; в предремонтной эксплуатации — профилактику мягкими составами; очистку систем смазки, топливоподачи и охлаждения ДВС; а главное, при выработке ресурса любых агрегатов — повышение работоспособности изношенных, но не аварийных узлов трения ремонтновосстановительными составами; после ремонта — обкатку притирочными составами с заменой профилактическими [2, 5, 7]. Такой комплекс работ должен быть стандартизован. 25-летний опыт показал, что по комплексу качеств для безразборного ремонта машин в АПК применимы только минеральные трибосоставы: высокоизмельченные порошки серпентина, впервые созданные в Санкт-Петербурге [5, 8], наноалмазные «Карат-М» из Дзержинска, аналогичный «Карат-5» [6] и углеродные наноматериалы GRAF-SB из Красноярска.
Так, серпентиновые составы РВС, «СУПРОТЕК» создают прочные антифрик- ционные покрытия (рис. 1), на 90 % состоят из углерода, сопротивление 10–300 Ом/см, зеркальная чистота и твердость, прозрачность — под ними видна механическая обработка. Их цвет оранжево-золотистый, сгорают от действия электричеством, окрашиваются, гидрофобны, противостоят травлению и коррозии. Эффект обработки ДВС проявляется через час, усиливается в эксплуатации даже после смены масла и на сухую. Высокая триботехническая эффективность серпентиновых составов показана, например, сравнительными испытаниями в Наноцентре ГОСНИТИ (рис. 2).