В системе ведения рельсового хозяйства профильное шлифование становится одним из приоритетных направлений. Профилактическое шлифование позволяет предупредить появление дефектов поверхности катания, не допустить (или существенно отдалить) развитие в рельсах дефектов контактно-усталостного характера, а также устранить повышенную шероховатость поверхности катания [1].
Перечень устраняемых посредством шлифования дефектов рельсов выключает следующие виды:
• волнообразный износ, седловник, пробуксовки, механические повреждения,
• расплющивание, смятие, пластические деформации головки, отслоение и выкрашивание металла на рабочей выкружке головки, сбитые концы рельсов в стыках, неровности в сварных стыках, дефекты, возникающие вследствие нарушений технологий изготовления.
В результате удаления поверхностных дефектов снижаются вертикальные динамические силы, шум и вибрации, увеличивается срок службы рельсов, происходит существенное удлинения цикла выправки пути в плане и профиле. Кроме этого, уменьшаются расходы по содержанию и ремонтам подвижного состава и увеличиваются сроки его службы благодаря уменьшению усталости деталей и узлов подвижного состава.
Из всего многообразия технологий, применяющихся для восстановления служебных свойств рельсов и продлений их ресурса, наиболее эффективной и производительной является шлифование рельсов рельсошлифовочным поездом. Современное рельсошлифовочное оборудование позволяет в процессе работы устранять дефекты и формировать новый поперечный профиль головки рельс за счет наклона приводных электродвигателей на различные углы в плоскости, перпендикулярной продольной оси рельса. Таким образом, каждый взятый в отдельности шлифовальный круг, обрабатывая поверхность катания головки рельса, оставляет за собой след-дорожку шлифования. Недостатком данной технологии является то, что на различных участках головки рельса формируется дорожка шлифования различной ширины и на этих участках, соответственно, действует различная удельная нагрузка на единичное зерно абразивного круга. Осмотр отшлифованной поверхности рельса показал изменение профиля головки рельса и наличие различной шероховатости на ее отдельных участках.