Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) — методология поддержания и восстановления работоспособности оборудования при его использовании, транспортировке и хранении. Если не применять ТОиР, то увеличивается частота и длительность простоев, срок службы оборудования сокращается, в результате снижается прибыльность компании.
К ТОиР относятся все связанные с процессами технического обслуживания механические и программные инструменты, техническая документация и связанная с закупкой запчастей логистика.
В прошлом техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) рассматривались многими как «необходимое зло», — действия, которые стоят денег, но не дают ничего взамен. Двадцать лет назад или даже более на предприятиях полного цикла ремонтники входили в число сотрудников с самой низкой заработной платой, даже несмотря на то, что их работа требовала наибольших технических навыков, знаний и специальной подготовки.
К счастью, мнение об этом изменилось.
На современных предприятиях ТОиР признается ключевым элементом производственного процесса, целями которого являются:
1. Минимизация затрат.
2. Увеличение времени безотказной работы оборудования.
3. Повышение производительности.
4. Работа с потерями. Потери часто являются следствием неудовлетворительного планирования, отказа от рассмотрения новых концепций ведения работ и/или неспособности уделять внимание деталям.
5. Развитие диагностическогои профилактического технического обслуживания.
6. Внедрение принципов успешных заводов.
7. Создание программы обучения для ремонтного персонала.
8. Консультация специалистов 24/7.
Системный подход к техническому обслуживанию и ремонту начал формироваться параллельно с развитием промышленности.
Изначально ремонты осуществлялись по мере необходимости и поломке оборудования, но чем масштабнее использовалось однотипное оборудование, тем больше можно было собрать данных об отказах. Это позволило привести к системе обслуживание — появились рекомендации по периодичности ремонтных работ.