При проектировании ротационнопластинчатых машин преобладают тенденции создания машин с улучшенными технико-экономическими показателями, в первую очередь речь идет о снижении удельной мощности вследствие уменьшения затрат мощности на трение пластин, о разработке и исследовании новых конструкционных материалов, работающих без смазки, об улучшении теплоотвода и снижении уровня эксплуатационного шума.
Одним из путей повышения эффективности работы РПМ является снижение мощности трения пластин о цилиндр, увеличение частоты вращения ротора и снижение удельных давлений пластин на цилиндр вследствие введения внешних силовых компенсирующих факторов в РПМ, направленных против действия центробежных сил на пластину.
Существуют различные способы разгрузки пластин, т. е. уменьшения центробежной силы.
Ранее было показано, что для уменьшения трения пластин по цилиндру необходимо приложить дополнительную противодействующую силу Fпр, приложенную к концу пластины и направленную вдоль оси к центру. Известны различные способы уменьшения трения пластин о цилиндр: установка разгрузочных колец, вращение цилиндра вместе с пластинами, подбор материала пары пластина-цилиндр. Одним из перспективных способов разгрузки является применение противодействующих магнитных сил.
На рис. 1 представлена РПМ с магнитным отжимом пластин.
Основным элементом отжима пластин является магнитная вставка 4. Изменение зазоров при подъеме сегментов 4 над цилиндрической втулкой 2 осуществлялось регулировочными винтами 5, а величина подъема измерялась микрометрами 6. Этот зазор между каждым из шести сегментов и цилиндрической втулкой регулировался в различных пределах. Толщина цилиндрической втулки составляла δ = мм. Между шайбами 8, расположенными на роторе, крышкой 7 и вкладышем 12 обеспечивался суммарный торцевой зазор в сборе не более 0,2мм, а между пластинами 3 и торцевыми крышками 7 и 11 — не более 0,1мм.
Регулировка торцевого зазора подшипниковых узлов осуществлялась прокладками между крышками 7, 10, 12, 13. В торцевой крышке 7 расположены всасывающий и нагнетательный каналы, соединяющие рабочую полость РПМ с нагнетательным и всасывающим патрубками машины.