Рынок электробусов стремительно расширяется и по данным агентства Reportlinker к 2027 г. вырастет на 43,1% и количество электробусов составит более 600 тыс. шт. [1]. Лидерами среди производителей электробусов являются BYD (Китай), Yutong (Китай), Proterra (США), CAF (Solaris) (Испания), VDL Groep (Нидерланды) и AB Volvo (Швеция).
Основная часть электробусов в России используется в г. Москва, также планируется внедрение в Волгограде, Курске, Краснодаре, Красноярске, Перми и Ростове-на-Дону. Оценка окупаемости с учетом жизненного цикла, приведенная в работе [2], показывает более выгодное использование за счет меньшей стоимости электроэнергии по сравнению с обычным топливом.
Основные подходы к разработке описаны в работе [3], где описаны требования к температуре в салоне, тепловые потоки, которые необходимо учитывать и методика численных исследований с использованием транзиентных циклов для определения энергопотребления. Опыт использования электробусов в Европе определил основные требования к охлаждению салона в летнее время (около 24 кВт) и мощности для охлаждения электрооборудования (4 кВт). Мощность компрессора составляет около 5 кВт.
Анализ влияния климатической системы на удельное энергопотребление электробуса, представленный в работе [4], показывает максимальные значения энергопотребления зимой при –40 ºC, которые составляют 2,63 кВт∙ч/км.
Экспериментальные данные, представленные в работе [5], показывают энергопотребление летом не превышает 1 кВт∙ч/км, когда зимой при небольших отрицательных температурах составляет 2–3 кВт∙ч/км. Экспериментальные данные из работы [6], измеренные у электробуса Solaris Urbino 12e в г. Клуж (Румыния) в течении года, показали минимальное удельное энергопотребление 1,07 кВт∙ч/км при среднемесячной температуре окружающего воздуха 18,6ºС (сентябрь), а максимальное — 1,9 кВт∙ч/км при среднемесячной температуре окружающего воздуха минус 8ºС (январь).
Статистические данные, собранные в г. Братислава (Словакия) за четыре года (с 2018 по 2021 г.) по 17 электробусам при работе с общим пробегом более 1,5 млн км [7], показывают большее энергопотребление, которое летом составляет 2,5 кВт∙ч/км, при температуре окружающего воздуха не выше +25ºС и зимой составляет около 4 кВт∙ч/км (с использованием электрических нагревателей), при температуре окружающего воздуха не ниже –15ºС.