По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 630*383 DOI:10.33920/pro-05-2406-04

Повышение эффективности лесозаготовительного производства за счет использования сборно-разборных дорожных покрытий на транспортных операциях *

Зорин М.В. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Новгородов Д.В. Арктический государственный агротехнологический университет
Юдилевич А.М. Братский государственный университет
Мануковский А.Ю. Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Куницкая О.А. Арктический государственный агротехнологический университет
Должиков И.С. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Е-mail: mr. maks489@yandex.ru

Представлена математическая модель взаимодействия колесного движителя с двуслойной опорной поверхностью из эластичного дорожного мата и подстилающего лесного грунта на основе решения дифференциального уравнения прогиба деформируемой плиты, размещенной на деформируемом основании, и результаты ее верификации, а также производственные рекомендации по использованию сборноразборных дорожных покрытий из пластиковых матов на транспортных операциях лесозаготовительного производства.

Литература:

1. Григорьева О.И., Григорьев И.В. Повышение эффективности кадрового обеспечения лесного комплекса Российской Федерации // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием. 2020. С. 123–130.

2. Григорьева О.И. Эффективность транспортно-технологических систем для лесного хозяйства // Транспортные и транспортно-технологические системы. Материалы Международной научнотехнической конференции. Отв. ред. Н.С. Захаров. 2018. С. 79–83.

3. Злобина Н.И., Зеликов В.А., Григорьева О.И., Гурьев А.Ю. Определение пропускной способности лесовозных автомобильных дорог эмпирическим путем с учетом безопасности дорожного движения // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2022. № 5. С. 38–65.

4. Rego G.E., Voronov R.V., Grigoreva O.I. Algorithms for calculating schemes of transport routes in a felling area // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2. Сер. «II All-Russian ScientificTechnical Conference «Digital Technologies in Forest Sector»" 2021. С. 012025.

5. Ковалёв Р.Н., Еналеева-Бандура И.М., Баранов А.Н., Лозовой В.А., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Метод оценки эффективности лесовосстановительных мероприятий с учетом параметров лесотранспортной сети // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 4 (56). С. 64–71.

6. Григорьев И.В., Газизов А.М., Григорьева О.И. Новые технологические процессы лесосечных работ // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2016. № 2 (38). С. 97–102.

7. Никифорова А.И., Григорьева О.И., Киселёв Д.С., Хахина А.М., Рудов М.Е. Оценка экологической безопасности работы лесных машин // Природные ресурсы и экология Дальневосточного региона. Материалы Международного научно-практического форума. 2013. С. 134–138.

8. Григорьев И.В., Григорьева О.И. Повышение экологической эффективности лесохозяйственного производства // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 3–4 (8-4). С. 51–55.

9. Никифорова А.И., Григорьева О.И. Моделирование воздействия движителей лесных машин на почвы лесосек // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5–4 (16-4). С. 320–323

10. Добрецов Р.Ю., Григорьев И.В., Иванов В.А. Увеличение подвижности гусеничных вездеходов для вахтовых лесозаготовок // Системы. Методы. Технологии. 2016. № 2 (30). С. 114–119.

11. Григорьев И.В., Макуев В.А., Никифорова А.И., Хитров Е. Г., Устинов В.В., Калинин С.Ю. Исследование коэффициента сопротивления передвижению колесных лесных машин // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2014. Т. 18. № S2. С. 36–41.

12. Рудов С.Е., Григорьев И.В., Григорьева О.И., Григорьев М.Ф., Григорьева А.И. Эффективность лесопользования в криолитозоне // Энергоэффективность и энергосбережение в современном производстве и обществе. Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 460–463.

13. Рудов С.Е., Григорьева О.И., Григорьев И.В. Эффективное восстановление лесов на вечной мерзлоте // Лесная инженерия, материаловедение и дизайн: материалы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). Минск, 2022. С. 38–41.

14. Анисимов Г.М., Григорьев И.В., Жукова А.И. Экологическая эффективность трелевочных тракторов. — СПб.: СПб ГЛТА, 2006. — 352 с.

15. Григорьева О.И. Особенности естественного лесовосстановления в условиях криолитозоны // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2018. Т. 6. № 4 (40). С. 25–29.

16. Григорьева О.И., Григорьев М.Ф., Григорьев И.В. Анализ естественного лесовозобновления в Алексеевском участковом лесничестве Республики Саха (Якутия) // Forest Engineering. Материалы научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 72–75.

17. Зорин М.В., Должиков И.С., Юдилевич А.М., Кривошеев А.А., Куницкая О.А., Михайлова Л.М. Результаты экспериментальных исследований воздействия движителя лесной машины на укрепленное композитное основание // Resources and Technology. 2024. Т. 24. № 1. С. 1–25.

* Работа выполнена в рамках научной школы «Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства». Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.

Лесозаготовительное производство в Российской Федерации является наименее прибыльной отраслью лесной промышленности, в связи с чем очень многие лесозаготовительные предприятия вошли в структуры комплексных лесопромышленных предприятий [1]. Во многом это связано с дорожными проблемами, возникающими при выполнении транспортных операций, к которым относятся трелевка (первичный транспорт леса) и вывозка заготовленной древесины [2, 3]. Более половины территории лесного фонда РФ располагается на почвогрунтах III категории, работа на которых в теплый период года затруднена ввиду резкого падения их несущей способности [4, 5]. При этом многие крупные и средние лесозаготовительные предприятия все больше вынуждены выравнивать объем лесозаготовок по сезонам, ввиду необходимости равномерного обслуживания используемых ими банковских продуктов (кредит, лизинг), благодаря которым они закупают необходимые машины и оборудование [6]. В результате все большие объемы заготовки древесины приходятся на теплые периоды года, что в условиях преобладания слабонесущих почвогрунтов или оттаивающего в теплый период верхнего слоя мерзлоты приводит к чрезмерному воздействию на лесные экосистемы и чрезмерным нагрузкам на лесные машины [7–9].

Эксплуатационная эффективность лесных машин оценивается рядом показателей, таких как производительность, энергоемкость работы, удельная нагруженность систем, узлов и деталей машины, коэффициент технической готовности [10]. При большой динамике колееобразования нагрузки в трансмиссиях лесных машин и расход топлива существенно увеличиваются, эксплуатационная эффективность снижается [11]. Глубокие колеи в лесных массивах служат очагами водной и ветровой эрозии, что приводит к резкому снижению устойчивости лесной экосистемы и снижению производительности последующей сукцессии [12, 13]. Следовательно, и экологическая эффективность снижается [14]. Чрезмерное воздействие на лесную среду работы лесных машин на почвогрунтах со слабой несущей способностью приводит не только к сиюминутным потерям ввиду лишнего расхода топлива и более частых ремонтов машин, но и к долгосрочным затратам на лесовосстановление в сильно поврежденной лесной экосистеме [15, 16].

Для Цитирования:
Зорин М.В., Новгородов Д.В., Юдилевич А.М., Мануковский А.Ю., Куницкая О.А., Должиков И.С., Повышение эффективности лесозаготовительного производства за счет использования сборно-разборных дорожных покрытий на транспортных операциях *. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: