По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.2

Повышение эффективности корпоративного управления за счет использования системы показателей KPI

Попова Д.А. бакалавр, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: dariapopova1997@mail.ru
Бутов А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: a.v.butov@yandex.ru

Система ключевых показателей эффективности представляет собой инструмент, с помощью которого можно оценить эффективность работы конкретного сотрудника, подразделения. Правильное применение данного инструмента приведет к росту экономических и финансовых показателей компании, так как человеческие ресурсы являются главной движущей силой любой организации. Как и любой другой инструмент, система KPI при неправильном использовании может повлечь за собой негативный эффект и привести к демотивации персонала. В данной статье рассмотрены основные ошибки, которые могут присутствовать в системе ключевых показателей эффективности, а также даны рекомендации по их предотвращению.

Литература:

1. Филимонова А., Лекомцев П. Управление по KPI в многоуровневых компаниях// Менеджмент сегодня. — 2005. — №2. — С. 24.

2. Гуляева М. Стандартные ошибки KPI [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/ controlling/kpi_mistakes. shtml (дата обращения: 18.10.2018).

3. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов (утв. Росимущества) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.rosim.ru/documents/143749 (дата обращения: 15.10.2018).

4. Годовой отчет компании «Роснефть» 2017, с. 54–56 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.rosneft.ru/upload/site1/document_ file/a_report_2017. pdf (дата обращения: 15.10.2018).

5. Сидоров Н. В. Мотивация талантов для инновационной экономики// Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 7. — С. 46–47.

6. Шевченко Л.Ю., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Управление мотивацией персонала организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2017. — №8. — С. 25–29.

7. Neural networks as an opportunity to create an artificial intelligence. Danilina M. V., Barannikov A. L . , Ivanova S.P., Sadykova K.V., Fatyanova I.R., Sidorova V.N., Sidorov N.V. International Journal of Control Theory and Applications. — 2017. — V. 10. — N 11. — P. 77–86.

8. Мартынов В. Г., Еремина И. Ю., Кибовская С.В., Руденко Г. Г., Долженкова Ю.В. Профессиональные стандарты в системе развития квалификаций работников нефтегазового комплекса // Нефтяное хозяйство. — 2017. — №2. — С. 26–29.

В современном мире большое количество компаний используют систему KPI (ключевые показатели эффективности) в своей системе мотивации. Неправильно выстроенная система мотивации сотрудников компании влечет неоправданные затраты на выплату заработной платы, некачественно выполненную работу и общую низкую эффективность работы всего предприятия.

В данной статье рассмотрим типичные ошибки, которых следует избегать для того, чтобы система ключевых показателей была эффективна и оказывала видимый эффект на результативность работы сотрудников и вместе с тем помогала компании достигать поставленный целей. Актуальность данной проблемы состоит в том, что система ключевых показателей эффективности может не только помочь компании, но и навредить при неправильном ее использовании.

Ряд исследователей, таких как Филимонова А. В, Лекомцев П. А., выделяют наиболее распространенные ошибки в системе ключевых показателей эффективности [1, с. 24]. Основываясь на этих данных, можно выделить пять основных ошибок.

- Система ключевых показателей разрабатывается не для управления компанией, а для конкретных сотрудников, подразделений для того, чтобы оценить эффективность их работы.

Если эти показатели не увязаны в общую интегрированную систему, не работают на достижение целей бизнеса, то можно говорить о том, что большого эффекта они не принесут. В том случае, когда система KPI разрабатывается для конкретной единицы, будь то сотрудник, подразделение или служба, получается разрозненный набор данных, которые не интегрированы между собой [2, c. 36].

Можно рассмотреть данную ошибку на примере конкретного предприятия. Есть производственное предприятие, структура которого состоит из нескольких подразделений. Отдел материально-технического обеспечения нацелен на экономию затрат при закупке сырья и полуфабрикатов. Таким образом, данный отдел стремится либо закупить более дешевое сырье, которое имеет менее высокое качество, либо закупить сырье большими партиями, при этом не заботясь о том, что деньги будут заморожены в запасах и отвлечены из оборота. Данная ситуация, естественно, влияет на процесс производства, так как бракованное сырье, попадая в оборудование, вызывает его поломку. Отдел по производству имеет свою систему KPI, в соответствии с которой коэффициент загрузки производственного оборудования должен составлять не менее 85%. Для увеличения загрузки оборудования, сотрудники отдела по производству выпускают большими частями отдельные виды продукции, чтобы затрачивать минимум времени на переналадку оборудования. Такой ход работы негативно сказывается на работе отдела по коммерции, сотрудники которого имеют цель — выполнение определенного уровня продаж: для удовлетворения запросов покупателей необходимо иметь сразу все виды товаров из ассортимента предприятия в наличии. Как результат, получаем противоречия в работе подразделений. С одной стороны, каждый отдел выполняет свои задачи с максимальным эффектом, а с другой стороны, при такой системе компания не достигнет высоких результатов.

Для Цитирования:
Попова Д.А., Бутов А.В., Повышение эффективности корпоративного управления за счет использования системы показателей KPI. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: