Для улучшения экологической ситуации в крупных городах, воздух которых сильно загрязнен в основном из-за автомобильного транспорта [1], происходит переход на электрические транспортные средства. Наиболее перспективным для пассажирских перевозок является переход на электробусы.
Преимущества электробусов по сравнению с традиционными видами транспорта это: маневренность, минимальный вред экологии, высвобождение центральных кварталов мегаполиса от токоподводящих проводов, экономия средств городского бюджета, за счет отказа от выкупа дорогостоящих участков земли под строительство веток метрополитена и троллейбусных подстанций, прокладки рельсовых путей под трамвайные маршруты и др. [2]. Несмотря на высокую начальную стоимость электробуса, их применение более экономично при оценке полного жизненного цикла [3], за счет меньшего потребления электроэнергии по сравнению с обычным топливом [4] и последнее время наблюдается рост продаж электробусов, как в России, так и во всем мире, причем рост продаж электробусов в России не уступает мировым [5].
Основной проблемой эксплуатации электробусов в России является обогрев салона в холодное время года [6]. В Европе в условиях более мягкого климата эксплуатация электробусов в зимнее время показала большее потребление электроэнергии (около 30 %) по сравнению с летним периодом [7] при том, что температура не опускалась ниже — 15 °С.
В настоящее время есть несколько подходов к решению данной проблемы: установка дополнительных топливных обогревателей [8], установка инфракрасных обогревателей [9], установка аккумуляторов тепла и т. д. Но наиболее перспективным является использование климатической холодильной установки в режиме теплового насоса [10]. Этот подход является оптимальным, так как холодильная установка для кондиционирования салона электробуса в летнее время уже есть и использование ее в режиме теплового насоса не потребует значительного переоснащения, но есть такая особенность, что эффективность холодильной установки зависит от фреона, на котором она работает и не все фреоны достаточно эффективны для всесезонной эксплуатации.