По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.577, 656.132

Повышение эффективности климатической установки электробуса

А. М. Ермаков канд. техн. наук, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), г. Казань
Э. Е. Данилов главный конструктор по пассажирскому транспорту, ПАО «КАМАЗ», г. Набережные Челны, e-mail: AMErmakov@kai.ru

Проведено исследование термодинамической эффективности циклов парокомпрессионной климатической установки электробуса в стационарной и нестационарной постановке в холодное время года с использованием разных фреонов. Тепловая мощность климатической установки в режиме теплового насоса значительно снижается, по сравнению с режимом холодильной машины, что связано с большим перепадом температур в испарителе и конденсаторе.

Литература:

1. Бабко Д.С. Современное состояние и перспективы внедрения электрических автобусов в Российской Федерации / Д.С. Бабко // Проблемы функционирования систем транспорта : материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, В 2-х томах, Тюмень, 04–06 декабря 2019 года. — Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. — С. 277–280. — EDN MRFPCH.

2. Тебекин М.Д. Перспективы использования электробусов в качестве городского общественного транспорта / М.Д. Тебекин // Информационные технологии и инновации на транспорте : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Орёл, 20 мая 2020 года / Под общей редакцией А.Н. Новиков. — Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. — С. 262–269. — EDN VCBFYL.

3. Блудян Н.О. Перспективы развития электрических автобусов / Н.О. Блудян // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). — 2020. — №3 (62). — С. 19–24. — EDN XDGHTT.

4. Обзор внедрения электробусов КАМАЗ-6282-12 и ЛиАЗ-6274 в автобусные парки города Москвы / В.М. Еварестов, В.А. Максимов, Н.В. Поживилов, К.М. Сидоров // Проблемы технической эксплуатации и автосервиса подвижного состава автомобильного транспорта : Сборник научных трудов кафедры ЭАТиС, посвященный 90-летию МАДИ, по материалам 78 научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ, Москва, 28–29 января 2020 года / Под общ. ред. А.А. Солнцева. — М.: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. — С. 32-37. — EDN NYHWFL.

5. Фасхиев Х.А. Электромобилизация в Российской Федерации / Х.А. Фасхиев // АвтоГазоЗаправочный комплекс + Альтернативное топливо. — 2020. — Т. 19. — №3. — С. 133-142. — EDN IZCPJB.

6. Влияние работы климатической системы на удельный расход энергии электробуса категории М3 / Р.Р. Маликов, Р.Ш. Биксалеев, К.Е. Карпухин, А.В. Климов // Труды НАМИ. — 2022. — №1 (288). — С. 68–81. — DOI 10.51187/0135-3152-2022-1-68-81. — EDN WPSYCX.

7. Čulík, K., Štefancová, V., Hrudkay, K., & Morgoš, J. Interior heating and its influence on electric bus consumption. Energies, 2021, 14 (24), 8346.

8. Grigorieva O. & Nikulshin A. Electric buses on the streets of Moscow: experience, problems, prospects. Transportation Research Procedia, 2022, 63, 670–675.

9. Пеньевский Э.В. Улучшение энерго-экологической эффективности системы отопления электробуса / Э.В. Пеньевский, В.И. Комков, А.Ю. Чеканов // Студенческий научный форум: материалы Международной студенческой научной конференции, Москва, 12 октября 2021 года. — М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2022. — С. 72–73. — EDN HJGWYA.

10. Rabl B. Heat Pump Air Conditioning Systems for Optimized Energy Demand of Electric Vehicles. SpringerBriefs in Applied Sciences and Technology, 2017, 81–92. doi:10.1007/978-3-319-57445-5_6.

Для улучшения экологической ситуации в крупных городах, воздух которых сильно загрязнен в основном из-за автомобильного транспорта [1], происходит переход на электрические транспортные средства. Наиболее перспективным для пассажирских перевозок является переход на электробусы.

Преимущества электробусов по сравнению с традиционными видами транспорта это: маневренность, минимальный вред экологии, высвобождение центральных кварталов мегаполиса от токоподводящих проводов, экономия средств городского бюджета, за счет отказа от выкупа дорогостоящих участков земли под строительство веток метрополитена и троллейбусных подстанций, прокладки рельсовых путей под трамвайные маршруты и др. [2]. Несмотря на высокую начальную стоимость электробуса, их применение более экономично при оценке полного жизненного цикла [3], за счет меньшего потребления электроэнергии по сравнению с обычным топливом [4] и последнее время наблюдается рост продаж электробусов, как в России, так и во всем мире, причем рост продаж электробусов в России не уступает мировым [5].

Основной проблемой эксплуатации электробусов в России является обогрев салона в холодное время года [6]. В Европе в условиях более мягкого климата эксплуатация электробусов в зимнее время показала большее потребление электроэнергии (около 30 %) по сравнению с летним периодом [7] при том, что температура не опускалась ниже — 15 °С.

В настоящее время есть несколько подходов к решению данной проблемы: установка дополнительных топливных обогревателей [8], установка инфракрасных обогревателей [9], установка аккумуляторов тепла и т. д. Но наиболее перспективным является использование климатической холодильной установки в режиме теплового насоса [10]. Этот подход является оптимальным, так как холодильная установка для кондиционирования салона электробуса в летнее время уже есть и использование ее в режиме теплового насоса не потребует значительного переоснащения, но есть такая особенность, что эффективность холодильной установки зависит от фреона, на котором она работает и не все фреоны достаточно эффективны для всесезонной эксплуатации.

Для Цитирования:
А. М. Ермаков, Э. Е. Данилов, Повышение эффективности климатической установки электробуса. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала