По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Повышение эффективности электрифицированного железнодорожного транспорта

Кондрашов И.А. Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону

Повышение энергоэффективности достигается за счет модернизации отдельных элементов системы, осуществляющих преобразование, транспортировку и потребление электрической энергии. Рассмотрены пути повышения эффективности электрифицированного железнодорожного транспорта путем использования системы постоянного тока повышенного напряжения и накопителей энергии.

Литература:

1. Нейман Л.Р., Демирчян К.С. Теоретические основы электротехники: В 2-х т. Учеб. для вузов. Том 2. — 3-е изд., перераб. и доп. — Л.: Энергоиздат. Ленингр. отделение, 1981. — 416 с.

2. Герасимов В.Г., Грудинский П. Г., Жуков Л.А. Электротехнический справочник. В 3-х томах. Т. 1 Общие вопросы. Электротехнические материалы / Под общей ред. профессоров МЭИ. — 6-е изд. — М.: Энергия, 1980. — 353 с.

3. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. — М.: Транспорт, 1982. — 528 с.

4. Бэкман В., Швенк В. Катодная защита от коррозии. Справочник. — М.: Металлургия, 1984. — 496 с.

5. Бурков А.Т. Электронная техника и преобразователи: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. — М.: Транспорт, 1999. — 464 с.

6. Бадер М.П. Электромагнитная совместимость / Учеб. для вузов железнодорожного транспорта. — М.: УМК МПС, 2002. — 638 с.

7. Фигурнов Е.П. Релейная защита. Учеб. для вузов ж.-д. транспорта. — М.: Желдориздат, 2002. — 178 с.

8. Носков В.Н., Пустоветов М.Ю. Железнодорожная тяга и сверхпроводимость //Наука и транспорт. — 2012. — № 3. — С. 64.

9. Корзинов Н. Диски высокой энергии: Маховичный накопитель //Популярная механика. — 2008. — № 12. — С. 38.

10. Санников В. Криоэнергетика: криогенная электростанция // Популярная механика. — 2012. — № 6. — С. 38.

Человечество по своей природе на протяжении всего исторического процесса развивается и занимается совершенствованием окружающего мира, окружающих предметов и процессов. Иными словами, человек пытается добиться решений разного рода задач наиболее эффективными способами. Под эффективностью понимается продуктивность использования ресурсов в достижении какой-либо цели, а также получение определенного результата с минимально возможными издержками при максимально возможном объеме выхода продукции или работы.

Железнодорожный (ж/д) транспорт так же, как и многое, созданное человеком, имеет историческую периодизацию, поскольку неизбежно претерпевал изменения, ориентируясь на технический прогресс. Изначально использовалась мускульная тяга человека или крупного рогатого скота для «железнодорожных» вагонеток в рудниках. Затем использовалась паровая тяга, обеспечивающая нужные мобильность и автономность.

Позже было предложено использовать жидкое топливо, которое сжигалось, но уже в тепловозах.

Тем не менее, тепловозная тяга, использующаяся по сегодняшний день и имеющая ряд недостатков, перестала удовлетворять часть современных потребностей человека, поэтому для повышения эффективности большого количества параметров было предложено электрифицировать железную дорогу. То есть использовать для тяги электрическую энергию — наиболее гибкий, удобный, быстро и легко транспортируемый вид энергии, способный довольно просто и с высоким коэффициентом полезного действия (КПД) преобразовываться в любой другой вид энергии.

Изначально, в соответствии с уровнем технического прогресса того времени, электрификация проводилась на постоянном токе «низкого» напряжения (1,5; 3,3 кВ), так как на локомотиве были установлены двигатели именно постоянного тока, электрические (технические) характеристики которых не допускали подачу питающего напряжения большего, чем 1,5 кВ.

Электрическая энергия доставляется к электроподвижному составу (ЭПС) посредством контактной сети (КС), контактная подвеска которой выполнена толстыми медными проводами, зачастую двойными. Такая расточительность вызвана тем, что передача необходимой мощности «низким» напряжением сопровождается протеканием в КС больших токов (порядка 1000 А), поэтому сечение проводов увеличивают для снижения активных потерь. Для подачи электроэнергии в КС используются тяговые подстанции (ТП) постоянного тока, которые понижают напряжение, приходящее из энергосистемы, выпрямляют его и подают в КС.

Для Цитирования:
Кондрашов И.А., Повышение эффективности электрифицированного железнодорожного транспорта. Железнодорожник. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: