Востребованность е-ОСАГО растет в геометрической прогрессии: в 2016 г., когда этот инструмент только появился, было продано чуть более 330 тыс. полисов. С начала 2017 г. продажи е-ОСАГО стали обязательными для страховых компаний, как итог – за 2017 г. было продано уже 7,69 млн полисов. А за семь месяцев текущего года – больше, чем за два предыдущих года вместе взятых.
В пятерку лидеров по продаже e-ОСАГО за первые семь месяцев текущего года вошли Свердловская область (418,5 тыс.), Санкт-Петербург (374,7 тыс.), Новосибирская область (316,7 тыс.), Приморский край (288,3 тыс.) и Воронежская область (282,1 тыс.). В общей сложности на их долю пришлось около 17 % от всех продаж е-ОСАГО – 1,68 млн. А ТОП-10 самых «электронных» регионов скупили почти треть электронных полисов – 2,85 млн.
На первоначальном этапе внедрение электронной системы продажи полисов автогражданки было отчасти вынужденной мерой. В некоторых регионах, проявивших повышенную «токсичность», растущие выплаты по ОСАГО довели страховые компании до убытков: страховщики попросту покидали такие области. В итоге приобретение полисов становилось в таких регионах проблемой для всех автовладельцев, в том числе законопослушных и безаварийных. Удаленный способ страхования помог снять остроту проблемы.
«С помощью инструмента е-ОСАГО удалось решить проблему доступности полисов в регионах, как «токсичных» с точки зрения страховых компаний, так и просто удаленных, где страховщикам невыгодно было открывать офисы. Но со временем электронные полисы, как подтверждает статистика, приобрели популярность сами по себе – просто как удобный современный инструмент для автовладельцев.
Они, по сути, стали первой удачной новацией в реформировании ОСАГО», – оценивает опыт электронных продаж автоэксперт Игорь Моржаретто.
Следующим шагом не только по реформированию отрасли, но и, в частности, по повышению доступности ОСАГО должна стать либерализация.
Эту задачу еще в мае отмечал заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин как одну из приоритетных: «Сдвижка тарифного коридора на 20 % вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», – говорил он.