Лесные машины работают в особо тяжелых условиях [1–3]; несмотря на современные технологии сервисного обслуживания [4–7], они достаточно часто нуждаются в качественном ремонте. Особенно в современных условиях санкционной войны, когда приобретение необходимых деталей (запасных частей) для импортных лесных машин из недружественных стран (которых сейчас подавляющее большинство) на лесозаготовительных предприятиях России [8–12] является большой проблемой.
В настоящей работе предлагается новое решение проблемы повышения долговечности деталей лесных машин с использованием порошковых композиционных материалов при восстановлении. Благодаря возможности варьирования физикомеханическими свойствами порошковых спеченных композиций их можно использовать как для восстановления малонагруженных деталей машин (редукторы, транспортеры, насосы, компрессоры), так и применительно к тяжелонагруженным деталям и узлам машин (шасси лесных автомобилей и тракторов). Также следует учитывать тот факт, что многие детали шасси и подъемного механизма лесных тракторов при износе подшипников скольжения по заводской технологии следует заменять, а использование композиционных материалов позволяет их восстанавливать. А это в свою очередь приносит значимую экономию материала.
Под восстановлением деталей понимается комплекс технологических операций по приданию деталям изначальной геометрической формы и размеров путем нанесения покрытий в соответствии с технологическими условиями изготовления, а также по приобретению ими высоких эксплуатационных и физикомеханических свойств, не уступающих аналогам, изготовленным по базовой технологии [13].
В настоящее время в мире разработано более 40 способов восстановления деталей и более 200 их разновидностей.
В ремонтном производстве России и за рубежом наибольшее распространение получили механизированные дуговые способы наплавки: автоматическая и полуавтоматическая наплавка под флюсом, вибродуговая, электроконтактная, в защитных средах (СО2 , водяной пар, аргон и др.), порошковой проволокой, газопламенное и плазменное напыление, композиционные материалы [14].