По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.941.01 DOI:10.33920/pro-05-2501-05

Повышение долговечности подвижных сопряжений ходовой части лесных машин при ремонте с применением композиционных материалов

Марков В.А. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Е-mail: mactor85@mail.ru
Трубников В.В. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Установлены теоретические и подтверждены экспериментально зависимости выходных факторов технологического процесса нанесения покрытия с применением композиционных материалов при ремонте деталей лесных машин с эксплуатационными показателями. Установлено, что рассмотренные в работе материалы значительно меньше подвержены коррозии, чем сталь 45, из которой изготовлено большинство подшипников скольжения. Экспериментально доказана адекватность разработанной математической модели оптимизации технологического процесса нанесения покрытий композиционными материалами, определяющая качество процесса, технологическую себестоимость.

Литература:

1. Григорьев И.В., Рудов С.Е. Особенности эксплуатации колесных лесных машин в сложных почвенно-грунтовых и рельефных условиях // Forest Engineering. Материалы научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 67–71.

2. Григорьев И.В., Рудов С.Е. Перспективы создания транспортных средств для лесозаготовительного производства в Арктической зоне // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2021. С. 70–74.

3. Григорьев И.В., Григорьев М.Ф., Степанова Д.И. Перспективы модульных систем машин для лесозаготовительного производства в Якутии // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2017. Т. 5, № 9 (35). С. 74–77.

4. Григорьев И.В. Сервисные контракты для современных лесных машин // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Пятой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 26–28.

5. Григорьев И.В., Петров М.Е. Дополнительные технические опции для повышения безопасности, надёжности и энергоэффективности лесных машин // Вестник АГАТУ. 2021. № 3 (3). С. 73–81.

6. Куницкая О.А. Проактивный сервис для лесных машин // Повышение эффективности лесного комплекса. Материалы Шестой Всероссийской национальной научно-практической конференции с международным участием. Петрозаводск, 2020. С. 86–87.

7. Григорьев И.В., Куницкая О.А., Фам Н.Л. Применение мобильных технологий для мониторинга, контроля и управления процессами сервиса лесных машин // Инновации в химико-лесном комплексе: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы Ю.А. Безруких, Е.В. Мельникова. 2020. С. 143–146.

8. Григорьева О.И., Макуев В.А., Барышникова Е.В., Бурмистрова О.Н., Швецова В.В., Григорьев И.В., Иванов В.А. Перспективы импортозамещения систем машин для искусственного лесовосстановления // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 3 (55). С. 78–84.

9. Григорьева О.И., Давтян А.Б., Гринько О.И. Перспективы импортозамещения в производстве лесохозяйственных и лесопожарных машин в России // Лесоэксплуатация и комплексное использование древесины. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 66–69.

10. Куницкая О.А., Макуев В.А., Стородубцева Т.Н., Калита Г.А., Ревяко С.И., Тимохов Р.С. Проблемы повышения качества отечественного лесного машиностроения // Системы. Методы. Технологии. 2022. № 4 (56). С. 57–63.

11. Никитина Е.И., Куницкая О.А., Николаева Ф.В. Проект организации лесозаготовок в условиях Алданского лесничества с применением многооперационных лесозаготовительных комплексов // Современные проблемы и достижения аграрной науки в Арктике. Сборник научных статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в рамках «Северного форума — 2020» (29–30 сентября 2020 г., Якутск) и Международной научной летней онлайн-школы — 2020 (6–20 июля 2020 г., Якутск). 2020. С. 138–148.

12. Куницкая О.А., Никитина Е.И., Николаева Ф.В. Особенности лесозаготовки в Республике Саха (Якутия) // Управление земельными ресурсами, землеустройство, кадастр, геодезия и картография. Проблемы и перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 255-летию землеустройства Якутии и Году науки и технологий. Якутск, 2021. С. 308–313.

13. Марков В.А., Куницкая О.А., Карасев Ю.А., Савватеева И.А., Ревяко С.И. Определение оценочных показателей технологического процесса восстановления деталей лесных машин электроконтактным методом // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2024. № 3. С. 30–34.

14. Горобченко С.Л., Ковалёв Д.А., Соколова В.А., Григорьев И.В., Меламед Н.В., Мешков С.А. Интеллектуализация исполнительных устройств и перспективы ее применения для технического обслуживания и ремонтов // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2024. № 12. С. 32–48.

Лесные машины работают в особо тяжелых условиях [1–3]; несмотря на современные технологии сервисного обслуживания [4–7], они достаточно часто нуждаются в качественном ремонте. Особенно в современных условиях санкционной войны, когда приобретение необходимых деталей (запасных частей) для импортных лесных машин из недружественных стран (которых сейчас подавляющее большинство) на лесозаготовительных предприятиях России [8–12] является большой проблемой.

В настоящей работе предлагается новое решение проблемы повышения долговечности деталей лесных машин с использованием порошковых композиционных материалов при восстановлении. Благодаря возможности варьирования физикомеханическими свойствами порошковых спеченных композиций их можно использовать как для восстановления малонагруженных деталей машин (редукторы, транспортеры, насосы, компрессоры), так и применительно к тяжелонагруженным деталям и узлам машин (шасси лесных автомобилей и тракторов). Также следует учитывать тот факт, что многие детали шасси и подъемного механизма лесных тракторов при износе подшипников скольжения по заводской технологии следует заменять, а использование композиционных материалов позволяет их восстанавливать. А это в свою очередь приносит значимую экономию материала.

Под восстановлением деталей понимается комплекс технологических операций по приданию деталям изначальной геометрической формы и размеров путем нанесения покрытий в соответствии с технологическими условиями изготовления, а также по приобретению ими высоких эксплуатационных и физикомеханических свойств, не уступающих аналогам, изготовленным по базовой технологии [13].

В настоящее время в мире разработано более 40 способов восстановления деталей и более 200 их разновидностей.

В ремонтном производстве России и за рубежом наибольшее распространение получили механизированные дуговые способы наплавки: автоматическая и полуавтоматическая наплавка под флюсом, вибродуговая, электроконтактная, в защитных средах (СО2 , водяной пар, аргон и др.), порошковой проволокой, газопламенное и плазменное напыление, композиционные материалы [14].

Для Цитирования:
Марков В.А., Трубников В.В., Повышение долговечности подвижных сопряжений ходовой части лесных машин при ремонте с применением композиционных материалов. Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: