Важным условием безопасного и качественного ремонта мобильной сельскохозяйственной техники (МСХТ) в полевых условиях является соблюдение общей технологической дисциплины и правильной организации ремонтных работ (РМ). Однако, несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасных условий труда, имеют место быть несчастные случаи в период массовых сельскохозяйственных работ [1, 2].
Самоходные сельскохозяйственные машины, транспортные агрегаты, погрузочная техника, комбайны и тракторы могут создавать определенную угрозу при выполнении РМ в условиях агропроизводства. При достаточной квалификации операторов многие ее неисправности могут быть устранены непосредственно в полевых условиях [3]. Так, ремонт имеет существенные преимущества, поскольку устраняет необходимость транспортировки МСХТ в мастерскую с привлечением тягача или низкорамного трала. Соответственно устраняются расходы на транспортировку, которые часто составляют значительную часть общих издержек на ремонт МСХТ. Кроме этого, важный плюс полевого ремонта — сокращение времени восстановления и ввода МСХТ в эксплуатацию, ее простоя, что в условиях посевной или уборочной кампании имеет чрезвычайное значение для любого агропредприятия. Однако проведение РМ в полевых условиях сопряжено и с нахождением работника, выполняющего РМ, в неудобных положениях, что может сопровождаться его травмированием [4]. Например, ремонт гусеничного трактора, в конструкции которого не предусмотрен монтаж внутренних узлов посредством откидной кабины, что затрудняет локальный доступ к узлам для обслуживающего персонала.
В связи с этим работники самостоятельно обеспечивают доступ к внутренним узлам через кабину, фиксируя корпус подручными инструментами, что вызывает неудобства и являет собой небезопасный подход к выполнению ремонтных и наладочных работ, серьезно повышает риск возникновения опасных ситуаций, способных привести к травмам различной степени тяжести.
Предлагаемая модернизация откидывающейся кабины гусеничного трактора позволяет снизить время нахождения работника в опасной зоне, упростить его работу при обслуживании узлов трактора в подкабинном пространстве посредством дополнительного внедрения устройства безопасной фиксации кабины, не допускающей ее опрокидывания (см. рисунок).