В наше время двигатели внутреннего сгорания (ДВС) играют важную роль в жизни человека. Ежегодно в России выпускается около 226 тыс. таких силовых установок для лесной техники. В целях проверки адекватности разработанных математических моделей для прогнозирования показателей работы двигателей, а также проверки в действии, в работе качеств, свойств двигателя, а также его соответствия техническому заданию и требованиям нормативных документов производятся различные виды испытаний.
В зависимости от назначения различают испытания: исследовательские, доводочные, приемочные (государственные), контрольные, приемо-сдаточные и эксплуатационные. Сообразно с характером испытаний их разделяют на две большие группы: исследовательские и типовые. К типовым относят испытания, регламентируемые ГОСТами на испытания двигателей, условия испытаний постоянны и, как правило, не меняются. Типовыми являются скоростные, нагрузочные и регулировочные испытания [1]. В процессе типовых испытаний проводится следующий перечень видов оценок:
1. Техническая экспертиза.
2. Оценка рабочих показателей двигателя.
3. Энергетическая оценка (оценка электропривода).
4. Оценка безопасности и эргономичности изделия.
5. Эксплуатационно-технологическая оценка.
6. Оценка надежности.
7. Экономическая оценка.
Испытания требуют строгого соблюдения мер безопасности, так как связаны с использованием горючих материалов, высоких температур и давления. Двигатели внутреннего сгорания используются не только на лесозаготовительных машинах, но и на ручном бензиномоторном инструменте [2–4].
Испытания двигателей внутреннего сгорания проводят для оценки фактических показателей работы двигателей и их сравнения с расчетными показателями, определения качества проведенного ремонта, а также для проверки влияния на показатели работы двигателя тех или иных регулировок [5, 6].
Исследовательские испытания регламентируются только по нормам безопасности и по метрологическим нормам измерений. При проведении испытаний обязательно учитывается комплектность испытуемого двигателя, поскольку на привод его вспомогательных агрегатов затрачивается часть мощности. Комплектность ДВС определена в ГОСТе на проведение соответствующих видов испытаний. Стендовые испытания в большинстве случаев проводят со снятыми лопастями вентилятора, отключенным компрессором и т. д.