По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.423.33

Повышение безопасности движения поездов за счет совершенствования конструкции токоприемников электроподвижного состава

О. А. Сидоров д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение железнодорожного транспорта», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35
И. Е. Чертков канд. техн. наук, доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), 644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

В статье рассмотрены пути повышения безопасности движения поездов за счет использования встраиваемых в конструкцию токоприемников электроподвижного состава предохранительных устройств. Рассмотрены принципы работы управляющих устройств токоприемников, реализованных с помощью пневматического модуля управления и обеспечивающих автоматическое опускание токоприемников в аварийных ситуациях.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 878-р. – М., 2008. – 96 с.

2. Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года: Распоряжение ОАО «Российские железные дороги» от 15 декабря 2011 г. № 2718р. – М., 2012. – 97 с.

3. Заренков С. В. Совершенствование предохранительных устройств скоростных токоприемников / С. В. Заренков, И. Е. Чертков // Известия Транссиба. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2015. – № 4 (24). – С. 1–27.

4. Пат. 2469879 Российская Федерация, МПКB 60 L 5/00. Устройство для динамических испытаний токоприемников электроподвижного состава / О.А. Сидоров, И.Е. Чертков и др.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. – 2011120705/11; заявл. 20.05.2011; опубл. 20.12.2012. Бюл. № 35.

5. Повышение надежности работы токоприемника электроподвижного состава за счет контроля его исправности / И. Е. Чертков, А. В. Тарасенко и др. // Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. – Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. – Т. 2. – С. 260–263.

6. Пат. 123737 Российская Федерация, МПКB 60 L 5/00. Устройство контроля исправности токоприемника электроподвижного состава / О. А. Сидоров, И. Е. Чертков и др.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. – 2012131843/11; заявл. 24.07.2012; опубл. 10.01.2013. Бюл. № 31.

В настоящее время продолжает оставаться актуальной проблема развития скоростного и высокоскоростного движения на магистральном железнодорожном транспорте, что подтверждается документами Правительства Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги» [1, 2]. Однако при увеличении мощности и скорости электроподвижного состава, а также интенсивности движения поездов растет аварийность на железнодорожном транспорте. Одними из важнейших при этом являются вопросы безопасности, связанные с надежностью токосъемных устройств, так как ненадежный токосъем может привести к повреждениям токоприемников и контактных подвесок с тяжелыми последствиями технического характера, а следовательно, к остановкам и задержкам поездов.

Существует несколько путей повышения безопасности работы токосъемных устройств, одним из которых является создание предохранительных устройств, встраиваемых в конструкцию токоприемников и обеспечивающих их автоматическое опускание в аварийных ситуациях. Использование этих устройств позволяет предотвратить перерастание небольших неисправностей на контактной подвеске в аварии, вызывающие серьезные повреждения как токоприемников, так и контактной сети.

В Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПСе) в рамках проекта «Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема», реализованного при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, был разработан токоприемник, оснащенный предохранительными устройствами нового поколения на основе управляемых пневматических устройств и обеспечивающий защиту от срыва или повышенного износа вставки, а также поломки полоза; от подъема на высоту более допустимой при выезде электроподвижного состава за знак «Конец контактной подвески» или обрыве контактных проводов; от ударов и наездов на препятствия на контактной подвеске [3]. При срабатывании этих устройств одновременно с опусканием токоприемника происходит отключение главного выключателя электровоза во избежание повреждений элементов токоприемника и контактной сети электрической дугой.

Для Цитирования:
О. А. Сидоров, И. Е. Чертков, Повышение безопасности движения поездов за счет совершенствования конструкции токоприемников электроподвижного состава. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: