В Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), не подлежащее ограничению ни при каких обстоятельствах (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Необходимой составляющей данного права и одновременно гарантией независимости и беспристрастности суда является право на законный суд (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ): никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Реализация в правовой практике указанных конституционно-правовых предписаний осуществляется посредством механизма процессуального регулирования. В частности, действующее процессуальное законодательство предусматривает реализацию права на судебную защиту путем поворота исполнения решения суда, приведенного в исполнение. Основания для такого поворота практически идентичны во всех процессуальных кодексах: ст. 443 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК), ст. 325 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК), ст. 361 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС).
В правовой практике можно увидеть особый интерес участников гражданского судопроизводства к институту поворота исполнения решения суда. Это выражается, в частности, неоднократными обращениями граждан с жалобами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 443, 445 ГПК, а также принятии постановлений Пленума Верховного Суда РФ, затрагивающих вопросы поворота исполнения решения суда, приведенного в исполнение.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 ГПК, ч. 1 ст. 16 АПК, ч. 1 ст. 16 КАС). В силу указанной обязательности судебных решений, отменяя или изменяя ошибочное судебное решение в проверочной судебной инстанции, исключается его существование в правовом поле. В противном случае оказываются невыполненными задачи и цели гражданского судопроизводства: правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских, трудовых и иных правоотношений (ст. 2 ГПК).