Эмпирической базой исследования послужил массив данных, включающий порядка 200 российских документов научно-технической политики федерального уровня, опубликованных или существенно обновлённых в период 2016–2022 гг.
В результате исследования выявлено, что в актуальной научно-технической политике страны выделяются девять кластеров.
Кластер, связанный с политикой цифровой трансформации, которая затрагивает сферу науки и технологий, с большим отрывом опережает другие тематики по значению Индекса интегральной значимости.
Растущий интерес к науке и технологиям как драйверу развития экономики и отдельных её секторов отражают, в частности, меры, связанные с поддержкой экспорта, в том числе высокотехнологичных товаров и наукоёмких услуг, привлечением инвестиций и развитием отраслей.
Поддержка исследований и разработок, в свою очередь, всё больше нацелена на доведение результатов фундаментальных исследований до стадии их практического применения. В научно-технологическом развитии страны в последние годы явно усилилась роль регионов, а в госрегулировании в целом прослеживается таргетирование инструментов на те направления, которые имеют критическое значение для технологической независимости страны.
Взятый курс на решение задач экономического и технологического развития фиксирует кластер мер, нацеленных на подготовку кадров, включая целевое обучение в вузах и переподготовку работников на производстве, а также создание необходимой инновационной и социальной инфраструктуры.
Таким образом в целом наблюдаемые в рамках отдельных тематических кластеров изменения повестки подчёркивают рост значимости вклада сферы науки и технологий в социально-экономическое развитие, в том числе в достижение национальных целей. В частности, положения, связанные с реализацией исследовательских проектов и внедрением новых технологий, всё чаще встречаются в стратегических документах, направленных на увеличение продолжительности жизни, устранение экологических проблем, диверсификацию экономики. Разрабатываемая правительством Концепция технологического развития России до 2030 г. продолжает намеченный ранее вектор стимулирования экономического роста на основе инноваций, существенно усиливая акцент на обеспечение технологического суверенитета.