Уровень и динамика потребительских цен являются важным индикатором состояния экономики, а их пространственное поведение может служить показателем степени однородности экономического развития как отдельной страны, так и конкретных регионов [3, 10].
В условиях пандемии СOVID-19, которая затронула практически все сферы человеческой деятельности, многие торговые организации стали спекулировать на ценах. В результате необоснованного роста цен и сокращения доходов снизилось потребление, поскольку не все потребители имели возможность по завышенным ценам покупать товары в прежнем объеме.
Данные тенденции привели к снижению качества жизни населения и обострению социального напряжения. В сложившейся ситуации особенно важным является своевременный анализ ценового поведения, в том числе и прежде всего на продовольственные товары, медикаменты и медицинские услуги, а также принятие на основе полученных результатов обоснованных управленческих решений как на национальном, так и на региональном уровне.
Целью исследования являлась оценка поведения потребительских цен на медицинские услуги в ДФО в условиях пандемии СOVID-19. Высказано предположение, что современные тенденции на рынке медицинских услуг могут повысить уровень пространственной дифференциации цен на медицинские услуги.
ДФО является самым крупным округом РФ, при этом самым малочисленным, его население составляет лишь около 5% населения страны. Труднодоступность некоторых регионов ДФО, неравномерность их социально-экономического развития способствуют тому, что цены в дальневосточных регионах изменяются неравномерно и асинхронно, а пространственная дифференциация является, как правило, более высокой, чем в среднем по стране [2, 7, 8]. В связи с этим именно данный регион был определен в качестве объекта исследования.
Обзор представленных в научной литературе исследований показал, что существует достаточно большое количество факторов, которые ограничивают развитие рынка медицинских услуг в ДФО. Среди них прежде всего следует выделить низкие доходы населения, большую отдаленность населенных пунктов, низкую плотность населения. Развитие рынка медицинских услуг также сдерживают барьеры входа на рынок, такие как лицензирование, жесткие правила для осуществления медицинской деятельности, несовершенство нормативноправовой базы. Еще одна проблема, препятствующая развитию рынка медицинских услуг, — их недостаточный уровень доступности, на который влияют транспортная, кадровая и ценовая составляющие [9].