Во многих отраслях знания использование современного научного оборудования является непременным условием получения новых и практически значимых результатов.
Статистика говорит о том, что в последние годы техническая оснащенность российских организаций, осуществляющих исследования и разработки, улучшилась. За пятилетний период (с 2011 по 2016 г.) техновооруженность персонала, выраженная в стоимости машин и оборудования на одного исследователя, выросла в постоянных ценах в 1,4 раза [1]. Дальнейшее развитие материальной базы науки объявлено одной из основных задач государственной научно-технической политики: до 2024 г. планируется осуществить обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки.
Необходимым условием эффективного использования приобретаемого оборудования является бесперебойное обеспечение расходными материалами.
Стратегия научно-технологического развития РФ декларирует отказ от излишней бюрократизации и упрощение процедур закупок материалов и образцов для исследований и разработок в числе «основных направлений и мер реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации».
Тем не менее на сегодняшний день проблемы, связанные со снабжением научных подразделений расходными материалами, остаются актуальными.
Научная общественность неоднократно поднимала этот вопрос на разных уровнях [2]. Ответом на обращения ученых стало принятие в 2014…2015 гг. пакета документов, призванных повысить конкурентоспособность российских исследователей за счет снижения издержек на приобретение расходных материалов зарубежного производства.
Понятие «расходные материалы для научных исследований» было включено в Налоговый кодекс Российской Федерации в формулировке: «товары, срок полезного использования которых не превышает одного года и которые предназначены для осуществления научно-исследовательской и научно-технической деятельности, а также экспериментальных разработок». Пункт 17 ст. 150 НК РФ предусматривает возможность освобождения ввоза расходных материалов, аналоги которых не производятся в России, от налогообложения, по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.