Подготовка конкурентоспособного в профессиональном и личностном плане специалиста является важнейшей задачей современного вуза. Однако для её выполнения необходима адресная работа с будущими абитуриентами ещё на этапе их обучения в школе. В настоящее время выпускники школ часто выбирают профессию по принципам «эти ЕГЭ я смогу сдать», «эта профессия престижна», «родители решили, что я буду учиться именно на этом направлении подготовки» и т.д.
Руководствуясь данными соображениями, старшеклассник не осознаёт специфику работы по той или иной специальности, не соотносит свои личностные качества и способности с требованиями профессии, что в будущем осложняет учебную и профессиональную адаптацию. Снизить риск неблагоприятного развития событий помогает грамотная профориентационная работа с абитуриентами вузов: информирование старшеклассников о различных направлениях подготовки, проведение комплексной профориентационной диагностики и постдиагностической беседы, организация профессиональных проб, экскурсий и т.д.
Необходимо отметить некоторую особенность: в настоящее время работодатели заинтересованы в специалисте-универсале, способном не только успешно выполнять непосредственные должностные обязанности, но и решать стоящие перед ним коммуникативные задачи (презентовать себя, компанию, эффективно взаимодействовать с коллективом и т.д.). Для того чтобы быть конкурентоспособным специалистом и профессионалом своего дела, уже недостаточно обладать набором профессиональных навыков в какой-либо узкой сфере трудовой деятельности, то есть определёнными hard skills («твёрдыми навыками»); сейчас кадровый рынок на первый план выводит soft skills («мягкие навыки», то есть социально-психологические качества, позволяющие человеку эффективно общаться с другими людьми).
Например, сфера IT-технологий ранее не предъявляла к специалисту жёстких требований, касающихся коммуникативной компетентности, однако на современном рынке труда ситуация изменилась: теперь сотруднику перспективных IT-компаний (и, соответственно, выпускнику факультетов информатики и информационных технологий) необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками и быть ориентированным не только на работу с программным обеспечением, но и на активное социальное взаимодействие.