Россия является одним из ведущих производителей нефти и газа, однако ее доля выпуска продукции нефтехимии составляет всего 2 % мирового. Российское производство нефтехимии отстает от глобальных лидеров — Китая, США и Саудовской Аравии в 5–8 раз [1].
Развитие нефтехимической отрасли комплексно представлено в документе, определившем будущие приоритеты и целевые показатели нефтехимической отрасли, а именно в Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года [2].
Рассмотрим состояние экономики РФ как факторное условие реализации данной стратегии. С 2011 г. оно характеризовалось замедлением как потребительского, так и инвестиционного спроса, снижением деловой активности в области инвестирования, замедлением развития промышленности, снижением спроса на товары внутреннего производства и покупательской способности граждан, что привело к замедлению роста экономики в целом. Ни рис. 1 представлен нисходящий тренд по динамике инвестиций в основной капитал в периоде 2011–2015 гг., начиная с 2016 г. отрицательная динамика нивелируется, и наблюдается тенденция к восстановлению и увеличению темпов роста инвестиций в основной капитал.
Далее рассмотрим структуру инвестиций в основной капитал (рис. 2), так как в данном секторе инвестиций активно развивается рынок лизинговых услуг. Анализ данных рис. 2, представленных на рис. 1, показывает, что, несмотря на значительное снижение инвестиционной привлекательности России как во время мирового кризиса 2008–2009 гг., так и за тяжелое экономическое положение в период 2014–2016 гг., общие тенденции и структура инвестиций не претерпели значительных изменений. В целом после стабилизации экономической ситуации в 2013 г. в видовой структуре инвестиций в основной капитал доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства достигла уровня в 38,8 %, после чего наблюдается существенный спад, и в 2015–2017 г. значение показателя достигло 15-летнего минимума и составило 31,5 %. Именно этот сегмент на сегодняшний день является целевым для лизинга. Однако с учетом роста конкуренции с каждым годом данный сегмент становится всё более заполнен, что заставляет лизинговые компании искать новые рынки.