По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:341.231.14

Поступок-символ в социальной практике советских диссидентов второй половины 1960-х — 1970-х гг.

Серебрякова Елена Геннадьевна ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Россия, 394018, Воронеж, Университетская пл., 1., e-mail: Serebrjakova@phihsy.vsu.ru

Автор исследует специфику нонконформистского самосознания на примере одного из базовых понятий в аксиологии сообщества — коллективная акция, или поступок. В статье исследованы семантика понятия, динамика и трансформация представлений об общественно значимом выступлении. Автор выявляет различия трактовки социально значимого поступка либеральной интеллигенцией начала и конца «оттепели», указывает свойства поступка-символа, возникшего в практике диссидентов.

Литература:

1. Богораз Л. Сны памяти // Харьковская правозащитная группа. — Харьков: Права людини, 2009. — 260 с.

2. Горбаневская Н. Полдень: Дело о демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года. — М.: Новое издательство, 2007. — 304 с.

3. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс… — М.: Звенья, 1997. — 638 с.

4. Козлов В. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 годы. По рассекреченным документам Верховного Суда и Прокуратуры СССР // Отечественная история. — 2003. — № 4. — С. 93–111.

5. Новодворская В. А я в холодном мраморе немею… // Поэтка. Книга о памяти: Наталья Горбаневская. — М.: АСТ, 2014. — С. 314–317.

6. Орлов Ю. Опасные мысли. Мемуары из русской жизни. — М.: Захаров, 2008. — 368 с.

7. Померанц Г. Записки гадкого утенка. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. — 464 с.

8. Tökés R.L. Varieties of Soviet Dissent: An Overview // Dissent in the USSR. Politics, Ideology and People. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1975. — 453 p.

Статья поступила 11.02.2019 г.

В системе ценностей либеральной советской интеллигенции 1960–70-х гг. была высока значимость социального поступка, наполненного этическим содержанием. При этом семантика оппозиционного выступления и его характер претерпевали изменения, анализ которых позволит выявить динамику самосознания нонконформистовтех лет.

При характеристике свойств нонконформистского поступка начала «оттепели» необходимо учитывать несформированность протестного движения: в общественной жизни возникали индивидуальные спорадические выступления, не осмысленные деятелями и не являющиеся по сути оппозиционными: кампания по защите Бродского, антисталинские выступления на партсобраниях в трудовых коллективах и пр. Их целью было способствовать демократизации внутренней политики, либерализации общественной жизни, в эстетике расширить границы дозволенного властью, ввести в норму социального поведения гражданскую активность. В аксиологии нонконформистов нравственный поступок обладал абсолютной ценностью. Для художественной интеллигенции таким поступком была публичная декларация творческих воззрений. Значимость открытого выступления была столь велика, что непременным условием профессионального поведения стало гласное обращение к читателю и зрителю, пусть даже ограниченному сам- и тамиздатом, подпольными или полулегальными выставками картин, кинопросмотрами, научными семинарами на дому и т.п. Либеральная интеллигенция хотела внести свой вклад в коллективное благо и верила в существование индивидуального и общественного совершенства. Эти стремления придавали социальным и профессиональным действиям нонконформистов тех лет «морально-абсолютистский» характер (Р. Тёкеш) [8. Р. 13].

Приход к власти группы Брежнева в конце 1964 г. повлиял на характер взаимоотношений власти и интеллигенции, расширил состав оппозиционеров, разнообразил их идеологические ориентации, изменил морально-нравственную риторику, поведенческую стратегию и тактику. Рубежным оказалось «дело Синявского и Даниэля». Расправа с писателями, опубликовавшими свои произведения под псевдонимами за рубежом, показала, что власть считает художественную интеллигенцию наиболее взрывоопасной средой. Либеральная интеллигенция ответила новыми формами протестной активности. На первый план вышло легальное проявление оппозиционности, предполагающее широкую аудиторию и сферу влияния. «Митинг гласности», состоявшийся 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, зафиксировал возникновение правозащитной риторики, впоследствии взятой на вооружение всеми ветвями оппозиции. К этическим претензиям в адрес государства (безнравственность реставрации сталинизма, антигуманность преследования инакомыслящих и пр.) тогда добавились правовые — добиться от властей соблюдения законов, защищающих права и свободы личности.

Для Цитирования:
Серебрякова Елена Геннадьевна, Поступок-символ в социальной практике советских диссидентов второй половины 1960-х — 1970-х гг.. Вопросы культурологии. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: