Начиная с 2014 года полномочия субъектов Федерации в сфере регулирования организации местного самоуправления (МСУ) существенно расширены, и потому оно приобретает особое значение, сказал, открывая конференцию, ее модератор, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор Института управления и регионального развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Эмиль Маркварт.
«Понятие организации местного самоуправления весьма коварное, и в зависимости от того, каким содержанием мы наполним эту организацию, будет зависеть, будет ли этот институт продолжать свое существование, или мы в конечном итоге создаем государственную власть на местах, задача которой в том, чтобы выполнять указания государственной власти регионального уровня. Вполне возможно, что чрезмерное регулирование МСУ с регионального уровня может привести к негативным последствиям и ударит по развитию института МСУ», — сказал он.
Такое регулирование со стороны регионов проявляется, в частности, в определении территориальной организации муниципальных образований, в упразднении местного самоуправления на поселковом уровне. Участники конференции объяснили его сильным дефицитом управленцев на местном уровне, который не позволяет решать элементарные вопросы в сельских муниципальных образованиях. Подобрать глав местных администраций и депутатов на уровне сельских поселений не так и просто, поэтому, по мнению некоторых экспертов, такие поселения нужно присоединять к более крупным и более состоятельным. «В фарватере политики упразднения поселений в первую очередь идет Московская область. Это там мы говорим об отсутствии кадров и денег?» — сделал ремарку Эмиль Маркварт.
Другая территориальная проблема — преобразование муниципальных районов в городские округа. «Не вижу, в чем там может быть эффект. Удобство управления для администраторов очевидно: не надо возиться с сельскими бюджетами, сопротивлением сельсоветов. А с экономической точки зрения это совершенно не дает понимания, есть ли эффект, — считает профессор базовой кафедры государственного и муниципального управления Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Александр Мальцев. — Мы не имеем статистику на данный момент, каковы результаты преобразования муниципальных районов в городские округа. Приходится опираться на какие-то политические соотношения, сопротивление и согласие районов. Мне кажется, это серьезнейшая проблема, по которой нужно проводить исследования».