По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.21 DOI:10.33920/pro-2-2112-01

Построение теоретических моделей для механизма подъема литейного крана

Борисенко В. Ф., канд. техн. наук, профессор, Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ), Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: borissenko.vp@gmail.com
Бажутин Д. В., старший преподаватель, Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ), Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: denys.bazh@gmail.com
Землянский А. И., ассистент, Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ), Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: andrewiz@yandex.ru
Сидоров В. А., д-р технич. наук, Донецкий национальный технический университет (ДонНТУ), Донецк, 83001, Донецкая Народная Республика, Донецк, ул. Артема, 58, e-mail: sidorov_va@ukr.net

В приводе подъема литейного крана имеют место аварийные ситуации, спровоцированные нарушениями крепления болтовых соединений во вставке разрезного барабана. Последнее объясняется появлением неодинаковых зазоров в редукторах «левой» и «правой» электромеханических систем, приводимых асинхронными двигателями с короткозамкнутыми роторами, получающих питание от индивидуальных преобразователей частоты. При высокой жесткости механических характеристик двигателей небольшие отклонения в номинальных скольжениях могут вызвать существенный разброс в нагрузках двигателей и, как следствие, неодинаковость нагружения редукторов и перекос в нагружении вставки. Это приводит к нарушению стабильности скоростного режима обеих частей барабана, к появлению дополнительных динамических нагрузок в подъемных канатах и колебаниям ковша с металлом. Предлагаемые расчетные схемы механизма подъема литейного крана позволяют проследить характер упрощений и акцентировать внимание на возможных аварийных ситуациях. Модели подъема электромеханических систем дают возможность исследовать их динамику в типовых режимах работы. Наличие зазора во вставке при отключении одного из двигателей приводит к колебательному процессу в электромеханических системах, особенно это сказывается на движении элементов вставки — появляются участки раскрытия зазора, что приводит к дополнительным динамическим нагрузкам в болтовых соединениях и их преждевременному выходу из строя. В качестве диагностируемой величины рекомендуется принимать упругий момент во вставке, по характеру изменения которого можно судить о развитии аварийной ситуации в электромеханических системах подъема.

Литература:

1. Бессонов, Л.А. Теоретические основы электротехники / Л.А. Бессонов. — М.: Высшая школа, 1964–750 с.

2. Солодовников, В.В. Частотные методы анализа и синтеза стационарных линейных систем / В.В. Солодовников, Ю.И. Бородин, А.Б. Иоаннисиан. — М.: Сов. радио, 1972. — 168 с.

3. Бойко, Е. П. АД общего назначения / Е.П. Бойко, Ю. В. Гаинцев и др. — М.: Энергоиздат, 1980. — 488 с.

4. Башарин, А. В. Управление электроприводами / А. В. Башарин, В.А. Новиков, Г. Г. Соколовский. — Л.: Энергоиздат, ленингр. отд-ние, 1982. — 392 с.

5. Справочник по электрическим машинам: в 2 т. / Под общ. ред. И.П. Копылова, Б.К. Клокова. Т. 1. — М.: Энергоатомиздат, 1988. — 456 с.

6. Зеленов, А.Б. Теория электропривода: уч. пособие, ч. 1 / А. Б. Зеленов. — Алчевск: ДонГТУ, 2005. — 394 с.

7. Техническая кибернетика. Книга 1: Математическое описание, анализ устойчивости и качества систем автоматического регулирования / Под ред. В. В. Солодовникова. — М.: Машиностроение, 1967. — 768 с.

8. Солодовников, В. В. Основы теории и элементы систем автоматического регулирования: уч. пособие для вузов / В. В. Солодовников, В.Н. Плотников, А. Я. Яковлев. — М.: Машиностроение, 1985. — 534 с.

9. Ким, Д.П. Теория автоматического управления. Т. 1: Линейные системы / Д.П. Ким. — М.: Физмат, 2003. — 288 с.

10. Шрейнер, Р. Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты / Р. Т. Шрейнер. — Екатеринбург: УРО РАН, 2000. — 654 с.

11. Черный, А.П. Моделирование электромеханических систем: учебник для вузов / А.П. Черный, Д.И. Родькин, А. В. Луговой и др. — Кременчуг, 2001. — 376 с.

12. Усольцев, А.А. Частотное управление асинхронными двигателями: учебн. пос. / А.А. Усольцев. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2006. — 94 с.

13. Мирошник, Д.Н. Асинхронный электропривод с частотным управлением при регулировании напряжения в звене постоянного тока / Д.Н. Мирошник // Гірнича електромеханіка і автоматика. — Дніпропетровськ: НГУ. — 2007. — Вип. 79. — С. 147–153.

14. Fiscr, R. et al. Modelling of induction motor rotor faults with finite element method// Proceedings of the 1998 lnternational Conference on Electrical Machines, Istanbul (Turkey), vol. I, pp. 454–459.

15. Riley, C. M. et al. A method for sensorless on-line vibration monitoring of induction machines// IEEE Trans Industry Applications, vol. 34, №6, NovemberDecember 1998, pp. 1240–1245.

16. Chen, C. M. et al. Electric fault detection for vector-controlled Induction motor using the discrete wavelet transform// Proceedings of the 1998 American Control Conference, Philadelphia (USA), vol. 6, рр. 3297–3301.

17. Thomson, W. T. et al. On-line Current Monitoring to Diagnose airgap Eccentricity — An Industrial case history of large high-voltage three-phase induction motor// Proceedings of the 1997 IEEE International Electric Machines and Drives Conference, Milwaukee (USA), pp. 41–43.

18. Watson, J. F. et al. The use of finite element methods to improve techniques for the early detection of faults in three-phase induction motor// Proceedings of the 1997 IEEE International Electric Machines and Drives Conference, Milwaukee (USA), pp. 91–93.

19. Жеребин, Б. Н. Неполадки и аварии в работе доменных печей / Б.Н. Жеребин, А.Е. Пареньков. — Новокузнецк, 2001. — 157 с.

20. Анализ причин аварий. Доменное производство. Т. 2. Оборудование и агрегаты ЧМ. — М.: ВНИИмехчермет, 2001. — 110 с.

21. Чепак, А.А. Моделирование процессов токовой защиты с упреждающим реагированием на аварийные режимы доменной скиповой подъемной установки / А. А Чепак, Ракан Аль-Слихат, В. Ф. Борисенко // Наукові праці ДонНТУ. Серія «Електротехніка і енергетика». — Донецьк: ДонНТУ, 2013. — №1 (14). — С. 294–299.

1. Bessonov, L.A. Teoreticheskiye osnovy elektrotekhniki / L.A. Bessonov. — M.: Vysshaya shkola. 1964–750 s.

2. Solodovnikov, V.V. Chastotnyye metody analiza i sinteza statsionarnykh lineynykh sistem / V. V. Solodovnikov. Yu. I. Borodin. A.B. Ioannisian. — M.: Sov. radio. 1972. — 168 s.

3. Boyko, E.P. AD obshchego naznacheniya / E. P. Boyko. Yu. V. Gaintsev i dr. — M.: Energoizdat. 1980. — 488 s.

4. Basharin, A.V. Upravleniye elektroprivodami / A. V. Basharin. V.A. Novikov. G.G. Sokolovskiy. — L.: Energoizdat. leningr. otd-niye. 1982. — 392 s.

5. Spravochnik po elektricheskim mashinam: V 2‑kh t. / Pod obshch. red. I. P. Kopylova. B. K. Klokova. T. 1. — M.: Energoatomizdat. 1988. — 456 s.

6. Zelenov, A.B. Teoriya elektroprivoda: Uch. posobiye. Ch. 1 / A. B. Zelenov. — Alchevsk: DonGTU. 2005. — 394 s.

7. Tekhnicheskaya kibernetika. Kniga 1: Matematicheskoye opisaniye. analiz ustoychivosti i kachestva sistem avtomaticheskogo regulirovaniya / Pod red. V. V. Solodovnikova. — M.: «Mashinostroyeniye». 1967. — 768 s.

8. Solodovnikov, V.V. Osnovy teorii i elementy sistem avtomaticheskogo regulirovaniya: Uch. posobiye dlya vuzov / V. V. Solodovnikov. V. N. Plotnikov. A.Ya. Yakovlev. — M.: Mashinostroyeniye. 1985. — 534 s.

9. Kim, D.P. Teoriya avtomaticheskogo upravleniya. T. 1: Lineynyye sistemy / D. P. Kim. — M.: Fizmat. 2003. — 288 s.

10. Shreyner, R. T. Matematicheskoye modelirovaniye elektroprivodov peremennogo toka s poluprovodnikovymi preobrazovatelyami chastoty / R. T. Shreyner. — Ekaterinburg: URO RAN. — 2000. — 654 s.

11. Chernyy, A.P. Modelirovaniye elektromekhanicheskikh sistem. Uchebnik dlya vuzov / A. P. Chernyy. D. I. Rodkin. A. V. Lugovoy i dr. — Kremenchug. 2001. — 376 s.

12. Usoltsev, A. A. Chastotnoye upravleniye asinkhronnymi dvigatelyami / A.A. Usoltsev. — Uchebn. pos. — SPb: SPbGU ITMO. — 2006. — 94 s.

13. Miroshnik, D.N. Asinkhronnyy elektroprivod s chastotnym upravleniyem pri regulirovanii napryazheniya v zvene postoyannogo toka / D.N. Miroshnik // Gіrnicha elektromekhanіka і avtomatika. — Dnіpropetrovsk: NGU. — 2007. — Vip. 79. — S. 147–153.

14. Fiscr, R. et al. Modelling of induction motor rotor faults with finite element method// Proceedings of the 1998 lnternational Conference on Electrical Machines. Istanbul (Turkey). vol. I. pp. 454–459.

15. Riley, C. M. et al. A method for sensorless on-line vibration monitoring of induction machines// IEEE Trans Industry Applications. vol. 34. №6. November-December 1998. pp. 1240–1245.

16. Chen, C. M. et al. Electric fault detection for vector-controlled Induction motor using the discrete wavelet transform// Proceedings of the 1998 American Control Conference. Philadelphia (USA). vol. 6. rr. 3297–3301.

17. Thomson, W. T. et al. On-line Current Monitoring to Diagnose airgap Eccentricity — An Industrial case history of large high-voltage threephase induction motor// Proceedings of the 1997 IEEE International Electric Machines and Drives Conference. Milwaukee (USA). pp. 41–43.

18. Watson, J. F. et al. The use of finite element methods to improve techniques for the early detection of faults in three-phase induction motor// Proceedings of the 1997 IEEE International Electric Machines and Drives Conference. Milwaukee (USA). pp. 91–93.

19. Zherebin, B.N. Nepoladki i avarii v rabote domennykh pechey / B.N. Zherebin. A. E. Parenkov. — Novokuznetsk. 2001. — 157 s.

20. Analiz prichin avariy. Domennoye proizvodstvo. T. 2. Oborudovaniye i agregaty ChM. — M.: VNIImekhchermet. 2001. — 110 s.

21. Chepak, A.A. Modelirovaniye protsessov tokovoy zashchity s uprezhdayushchim reagirovaniyem na avariynyye rezhimy domennoy skipovoy podyemnoy ustanovki / A. A Chepak. Rakan Al-Slikhat. V.F. Borisenko // Naukovі pratsі DonNTU. Serіya «Elektrotekhnіka і energetika». — Donetsk: DonNTU. — 2013. — №1 (14). — S. 294–299.

Составление расчетных математических моделей для изучения взаимного влияния частей электромеханической системы базируется на классических положениях теории, приведенных в работах [1–6]. Одновременно учитываются требования систем автоматического управления [7–9]. Это позволяет формулировать общие принципы моделирования и управления асинхронными двигателями [10–13]. Особое внимание к данному вопросу возникает при включении в систему управления средств диагностирования, что позволяет упредить возникновение аварийных ситуаций [14–18]. Рассмотрение аварийных ситуаций, возникающих в технологическом процессе, является единичным событием, и относительно доменного производства можно выделить исследования [19, 20]. Однако это позволяет разработать эффективные механизмы предупреждения аварийных ситуаций [21].

К вопросам повышения надежности литейных и мостовых, металлургических кранов отмечается устойчивый интерес с 1998 по 2011 г. Тематика исследований связана с: оценкой риска эксплуатации и управления безопасностью; диагностированием повреждаемости металлических конструкций; прогнозированием безопасных условий труда при эксплуатации; исследованиями теплового взаимодействия на металлоконструкции и канаты; построением моделей для управления электроприводом; оценкой несущей способности элементов металлоконструкций мостовых кранов; основными элементами, к которым относятся: крюковые подвески, канаты, металлоконструкции; с повышением безопасности кранов при ненормируемых условиях эксплуатации.

В работе предполагается разработать ряд математических моделей на основе единой расчетной объединяющей свойства электрической и механических частей системы главного подъема для определения путей предупреждения неисправных состояний.

Литейный кран, грузоподъемностью 110т, работает в напряженном режиме, осуществляя подъем и опускание траверсы, траверсы и ковша, траверсы и ковша с металлом. В качестве приводных двигателей использованы асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором. Каждый из двигателей (Pн = 110 кВт) через редуктор передает крутящий момент на барабан (Dб = 0,8 м). Барабан разрезной выполнен с центральной вставкой, фланцы которой крепятся с «половинками» барабана болтовыми соединениями. К траверсе с крюками от «половинок» барабана идут блоки канатов через полиспаст (kп = 4). Скорость подъема/опускания (V[sub]п/о[/sub]) ковша с металлом планируется на уровне 6м/мин. Масса траверсы с крюками mтр = 9,5 т, масса ковша может лежать в интервале mк = 34…39 т, масса металла колеблется в пределах mм = 40…60 т. Приводные двигатели питаются от индивидуальных преобразователей частоты, имеющих общий блок управления. В аварийном режиме некоторое время возможна работа привода подъема на одном двигателе, который выбран со значительным запасом по мощности.

Для Цитирования:
Борисенко, Бажутин, Землянский, Сидоров, Построение теоретических моделей для механизма подъема литейного крана. Главный механик. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: