Большую часть проблем, которые производители получают на выходе готовой продукции, можно было бы устранить еще на этапе планирования и разработки продукции, если бы этому уделялось должное внимание [1]. Поэтому процедура «Перспективное планирование качества продукции» (APQP) является одним из главных инструментов повышения качества автомобилестроительной продукции и постепенно находит свое применение в других отраслях машиностроения.
Стандарт ГОСТ Р 51814.6-2005 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов» устанавливает общие для внутренних и внешних поставщиков компонентов этапы APQP-процесса и общую форму отчетности при планировании и разработке концепции, проектировании опытного образца, разработке процессов, подготовке производства к выпуску серийной продукции и выполнению корректирующих действий.
Отдельным пунктом (п. 4.7) в стандарте ГОСТ Р 51814.6 описан процесс создания APQP-команды: «Целью APQP-команды является планирование и координация всех действий по выполнению APQP-процесса для гарантированного обеспечения качества будущей серийной продукции». Из текста следует, что требование к координации всех действий предъявлено, но каким способом его выполнить, в стандарте не указано.
В п. 4.10.2 ГОСТ Р 51814.6 дана рекомендация «определить процесс документирования» на начальных этапах работы. При этом нигде не указаны рекомендации по применению информационных технологий, в то время как современное предприятие с его объемами информации не может эффективно работать без автоматизированных средств хранения и обработки данных.
Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 51814.6, «APQP-команде следует использовать все доступные источники информации для более полного понимания и формулирования потребностей/пожеланий потребителя».
Возможные источники информации представлены на рис. 1. Очевидно, что их количество значительно, и APQP-команда будет вынуждена работать с большими объемами информации. В случае оформления всей документации в бумажном виде, будет получено множество документов, в которых будет трудно разобраться при обнаружении неточностей или возникновении дефектов.