По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.12 DOI:10.33920/nik-01-2505-04

Постмодернизм, русская национальная идея и методологическая культура

Беляев Вадим Алексеевич независимый исследователь, Россия, 142004, Московская область, г. Домодедово, ул. Корнеева, д. 38, кв. 194, E-mail: Vbelyaev@Yandex.ru, ORCID: 0009-0008-8260-1753

Эта статья является полемикой с позицией относительно постмодерна и русской национальной идеи, высказанной в статье О.В. Парилова «Русская идея в условиях глобальных вызовов и локальных проблем». Парилов демонстрирует то, что можно назвать «черно-белым» дискурсом по отношению к современному миру, сформированному глобализацией модерна. Парилов акцентирует исключительно негативные аспекты постмодернистской эпохи, подчеркивая ее разрушительное воздействие на абсолютные ценности, высшие смыслы человеческой жизни и реальность, в которой существование превращается в игру. В противоположность этому автор статьи утверждает, что конструктивный подход к постмодерну должен исходить из осознания его взаимосвязи с модерном, рассматривая его как крайнее выражение модерновых принципов. При этом акцентируется важность создания «открытого» общества, способного преодолевать вызовы, вытекающие из негативных аспектов «закрытого» общества-универсума, которые были характерны для домодернового периода. Автор сравнивает «закрытые» и «открытые» системы как антагонистические стратегии, оспаривающие право на существование, и акцентирует необходимость понимания культурных контекстов, которые определяют эту поляризацию. В этом контексте «русская национальная идея» рассматривается как консервативная реакция на вызовы постмодерна, что приводит к увлечению идеями «закрытости» и разделения на мировые культуры. Парилов выступает против западной глобализации и ее «псевдомессианизма», предлагая альтернативу в виде «многополярного мира» и «межцивилизационного диалога», при этом утверждая важность возвращения к абсолютным критериям различных культур. Автор критикует его за недостаточное внимание к позитивным аспектам постмодернизма, а также за риск утраты значимости общечеловеческих ценностей, которые стали основой для формирования современной мировой интеркультуры. Стиль мышления Парилова оценивается как сброс методологической культуры, уход в методологическую архаику.

Литература:

1. Беляев В.А. Современный культуроцентризм и история в поисках общечеловеческого. Российский проект цивилизационного развития и Программа мирового развития. — [б. м.]: Издательские решения, 2023. — 416 с.

2. Беляев В.А. Современный культуроцентризм как объект методологического анализа. Теория интегральных аспектов мирового развития. — [б. м.]: Издательские решения, 2024. — 309 с.

3. Беляев В.А. Методологическое пространство мышления о культурно-специфическом и посткультурно-общечеловеческом. — [б. м.]: Издательские решения, 2024. — 268 с.

4. Парилов О.В. Русская идея в условиях глобальных вызовов и локальных проблем / Первый большой философский собор «Об основаниях русской идеи. Онтологические доводы». Сборник докладов. — М.: Издательский дом «Русская философия», 2023.

1. Belyaev V.A. Sovremennyj kul'turocentrizm i istoriya v poiskah obshchechelovecheskogo. Rossijskij proekt civilizacionnogo razvitiya i Programma mirovogo razvitiya. — [b. m.]: Izdatel'skie resheniya, 2023. — 416 s.

2. Belyaev V.A. Sovremennyj kul'turocentrizm kak ob"ekt metodologicheskogo analiza. Teoriya integral'nyh aspektov mirovogo razvitiya. — [b. m.]: Izdatel'skie resheniya, 2024. — 309 s.

3. Belyaev V.A. Metodologicheskoe prostranstvo myshleniya o kul'turno-specificheskom i postkul'turno-obshchechelovecheskom. — [b. m.]: Izdatel'skie resheniya, 2024. — 268 s.

4. Parilov O.V. Russkaya ideya v usloviyah global'nyh vyzovov i lokal'nyh problem / Pervyj Bol'shoj Filosofskij Sobor “Ob osnovaniyah russkoj idei. Ontologicheskie dovody”. Sbornik dokladov. — M.: Izdatel'skij Dom “Russkaya Filosofiya”, 2023.

Статья поступила 17.02.2025.

Статья одобрена к публикации 25.03.2025.

Начинает Парилов с противопоставления русской национальной идеи постмодернистским установкам.

«Продуктивное оформление и реализация русской национальной идеи невозможны без решения локальных проблем и ответа на глобальные вызовы. Одним из общепланетарных вызовов является утверждение, в том числе в нашей стране, постмодернистских установок.

В эпоху постмодерна происходит беспрецедентное разрушение реальности. В каких формах это происходит? Первый сюжет — разрушение постмодерном абсолютных критериев: нормального и извращенного, прекрасного и безобразного, здорового и больного, нравственного и безнравственного. Утрачивая цельность, современная цивилизация неизбежно утрачивает общие смыслы, некогда скреплявшие бытие. Сама постановка вопроса о смыслах в обществе постмодерна скандализируется. Утрата высших смыслов особенно ярко проявляется в образе современного героя, “лучшего” человека. Как следствие, реальная жизнь трансформируется в свою игровую копию, симуляцию. Утрата высших смыслов, игра, вытесняющая все иные жизненные проявления в современном социуме, представляют собой второй сюжет разрушения реальности, превращения ее в симуляцию.

В авангарде постмодернистского движения идут современные Западная Европа и США, однако и Россия втягивается в пространство бессмысленных игрищ. Игра постепенно вытесняет все иные проявления. <...>

Третий сюжет постмодерна — добровольный отказ человека от реального мира в пользу виртуальности. Реальность (дома, люди, машины) никуда не исчезает, однако миллионы людей сегодня добровольно от нее отказываются в пользу виртуальности. Виртуальность, как наиболее яркое воплощение постмодернистских черт, все больше сегодня заменяет реальный мир.

Эпоха постмодерна наряду с разрушением реальности провозгласила концепт “смерти человека”, подразумевающий трансформацию личности в иную, “более совершенную” форму. <...>

Для Цитирования:
Беляев Вадим Алексеевич, Постмодернизм, русская национальная идея и методологическая культура. Вопросы культурологии. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: