На сегодняшний день в современной России становится актуальной задача формирования новой социальной политики по созданию системы постинтернатного сопровождения воспитанников центров для детей, оставшихся без попечения родителей, и интернатных учреждений. Правительство берет на себя огромную ответственность за дальнейшее будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и делает всё необходимое для их обеспечения.
Нами было изучено и проанализировано множество научной литературы. На основе анализа научных работ Д. С. Алибаевой, Н. А. Тибаткиной, Н. В. Потаповой, А. В. Разумовского, Л. М. Боровиной рассмотрены научно-теоретические основы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены особенности поститернатного сопровождения и выявлены социально-психологические проблемы работы с выпускниками интернатного учреждения.
Переход воспитанника во взрослую жизнь сопряжен с большим количеством проблем, таких как трудности с трудоустройством, получением своего жилья, неумением общаться в социуме, с неудовлетворительным состоянием здоровья, с обустройством быта, с ведением бюджета, с отстаиванием своих юридических прав. В госструктуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система комплексной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после выхода их из заведений закрытого типа.
Постинтернатное сопровождение выпускников социальных центров интернатных учреждений основывается на следующих технологиях современной социальной работы: гуманно-личностном подходе, педагогической поддержки, составления и реализации индивидуального плана сопровождения выпускника детского дома.
Изучив опыт постинтернатного сопровождения в России, нами было выявлено, что организация данного сопровождения осуществляется достаточно эффективно, чему свидетельствует положительная практика во многих регионах нашей страны.
Для выявления уровня подготовленности к самостоятельной жизни, возможностей для успешной социализации и адаптации было проведено эмпирическое исследование на базе МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» с. Кизильское, целью которого было определение уровня готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к их самостоятельной жизни в обществе после выпуска из госучреждения. Мы установили, насколько эти проблемы препятствуют постинтернатному сопровождению.