Так говорит о маркетинге всезнающая «Википедия» — «толковый словарь» наших дней. Чаще всего, говоря о работе того или иного автомобилестроительного завода, мы не касаемся «управления взаимоотношениями с покупателями с выгодой для организации», а, пожалуй, зря. С точки зрения формирования производственной программы, построения бизнеса эти взаимоотношения бесценны. Особенно велика их роль в компаниях, родившихся в конце 1990-х — начале 2000-х.
Мало кто из них мог позволить себе иметь маркетинговые службы, зачастую роль маркетологов на свой страх и риск брали на себя «отцы-основатели». Немало компаний канули в Лету как раз из-за маркетинговых ошибок, но есть и такие, кто, освоив азы рыночных отношений, вывели свои компании в лидеры отрасли.
Среди них — машиностроительный завод «Тонар», уверенно движущийся к своему 30-летию.
В 1990 году В. А. Пазычев и Ю. П. Вайнштейн основали небольшую мастерскую по выпуску автомобильных прицепов. Вот как вспоминает это время Юрий Павлович Вайнштейн:
— Я машиностроитель, технарь, азам маркетинга меня научила жизнь. В 1990-е годы эту науку пришлось осваивать многим.
Чтобы как-то выжить и прокормить семью, мне пришлось заняться «бизнесом»: куда-то съездить, что-то купить подешевле, привезти домой и продать подороже. Мы с другом стали возить фрукты из Краснодарского края и быстро поняли простую истину: чем больше привезешь, тем проще вернуть свои деньги с прибылью. Значит, нужен прицеп к легковому автомобилю, хорошо бы двухосный, с хорошей грузоподъемностью, тентом, тормозами. Стали искать по авторынкам, толкучкам. Первое маркетинговое исследование провели быстро и с отрицательным результа том — такие прицепы в то время в России никто не выпускал и из-за границы не привозил. Оставался один выход: сделать его самостоятельно.
Так уж повелось на Руси: купить можно не все, а сделать — все что угодно. Вот и Юрий Павлович со товарищи взялись за изготовление прицепов своими силами. На брошюрах типа «Сделай сам» и «Умелые руки» выросло не одно поколение конструкторов, и наши умельцы сделали и зарегистрировали в ГАИ отличный прицеп. И одними из первых оценили его достоинства собратья по нелегкому бизнесу.