Все леса Московской области площадью 1940,7 га отнесены к защитным. В соответствии с ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями [2].
Вместе с тем непрерывно растущие потребности человека, объемы производства влекут за собой постоянный прирост площадей нарушенных земель в защитных лесах. Отсутствие мер по регулированию деятельности в области рекультивации нарушенных земель лесного фонда способствует увеличению количества нарушенных земель. Для комплексного решения вопросов рекультивации необходимо иметь четкие границы лесных участков, которые в настоящее время не установлены [9].
Анализ судебной практики субъектов Российской Федерации показал, что при установлении границ земельных участков, а также при решении спорных вопросов в судебном порядке в значительной части случаев основной доказательной базой оспаривания границ лесничеств и лесопарков являются сведения государственного кадастра недвижимости.
С целью обеспечения сохранности границ земель лесного фонда необходимы организация и проведение работ по формированию однозначного единого картографического описания границ лесничеств и лесопарков путем векторизации лесоустроительных планшетов с созданием каталогов координат поворотных точек границ.
Площадь земель лесного фонда Российской Федерации составляет около 1,146 млрд га лесов. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном порядке на 98 % площади земель лесного фонда. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о землях лесного фонда без установления их границ.
Необходимость проведения кадастровых работ (далее — работ) обусловлена в первую очередь общегосударственными целями в области лесных отношений — обеспечение права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда и однозначное определение местоположения границ лесных участков лесного фонда (рис. 1). Кроме того, выполнение работ позволяет установить наличие несоответствий сведений о границах земель лесного фонда — в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельных участках лесного фонда с присвоением категории, отличной от категории «Земли лесного фонда».