«Если человек не знает, куда он плывет, то никакой ветер не будет для него попутным».
Существует множество методик, с помощью которых можно ставить осуществимые и «качественные» цели. Один из самых оптимальных и распространенных способов — постановка цели по методике SMART. Эту методику предложил американский экономист, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента — Питер Друкер. SMART — это аббревиатура, каждая буква в которой означает определенный критерий.
S (specific, significant, stretching) — конкретная, значительная. Это означает, что цель должна быть максимально конкретной и ясной. Степень ее «прозрачности» определяется однозначностью восприятия всеми. Поставленные вами цели должны быть понятными и точно выраженными. В процессе постановки целей нет места глобальным и неопределенным подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам о многом: что именно от себя вы ждете, когда, сколько. Конкретика поможет вам легко определить отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей. Хотя за каждой конечной целью стоит следующая цель — сверхзадача! В случае ее отсутствия ближайшая цель недостижима. Она является дополнительным мотивом.
M (measurable, meaningful, motivational) — измеримая, значимая, мотивирующая. Цель должна быть измеримой, ВЕРНО СФОРМУЛИРОВАННАЯ ЦЕЛЬ — ЭТО УЖЕ ПОЛДЕЛА причем критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному. Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить? Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет! А ваш подчиненный? Он потеряет всякий интерес к работе, если не будет видеть вехи, определяющие его успех. В случае отсутствия соответствующих «измерений» вам будет очень тяжело сохранить свою собственную мотивацию на успех.
Ниже приведены критерии, по которым можно измерить цель:
— проценты, различные соотношения (например, увеличить объем отправленных документов на 10– 30 %);