По мнению экспертного сообщества, ЕАЭС создал благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности Казахстана, результатом чего стал значительный рост макроэкономических показателей. Валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) увеличился на 13 %, ВВП на душу населения — на 12 %, уровень безработицы сократился на 12 %, инвестиции в основной капитал выросли на 19 % [1]. Присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу является важнейшим шагом экономической интеграции со времени вступления страны в ВТО в 1998 г. Членство Кыргызской Республики в ЕАЭС позволило получить доступ к крупному региональному рынку с совокупным ВВП на общую сумму более 1,5 трлн долл. США и населением, превышающим 180 млн человек, и способствовало росту экспорта. Согласно договоренностям ЕАЭС, Киргизия получает 1,9 % от общего объема таможенных поступлений, что означает новый, относительно стабильный поток налоговых поступлений для страны в дополнение к более высоким доходам от налогообложения НДС импорта из Китая (ранее проводимого в рамках упрощенного налогового режима).
Цель данной статьи — провести обзор влияния эффективности нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне ЕАЭС в сфере таможни, транспорта и логистики, на практику ведения бизнеса на примере Республики Казахстан и Кыргызской Республики, а также представить предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства ЕАЭС и практики осуществления деятельности в области внешней торговли [2].
Учитывая ограниченные рамки проведения анализа, в исследовании используется следующая последовательность получения данных и их интерпретации: вопервых, осуществлены сбор и анализ данных; во-вторых, проведена оценка результатов ранее проведенных исследований по данной проблематике; в-третьих, рассмотрена нормативно-правовая база осуществления внешнеэкономической деятельности и, наконец, проанализирована эффективность применения на практике полученных результатов.