По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.923

Последствия членства Республики Казахстан и Кыргызской Республики в ЕАЭС в сфере таможенного сотрудничества

Бондаренко А. В. канд. экон. наук, кафедра менеджмента, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, e-mail: a.bondarenko@odin.mgimo.ru
Евграфова О. В. канд. филос. наук, доцент, кафедра экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, e-mail: dia7@bk.ru
Каменская А. А. студент 2-го курса, направление подготовки 38.03.01 «Экономика», экономический факультет, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, e-mail: 79508617965@yandex.ru
Горбатко В. А. студент 2-го курса, направление подготовки 38.03.01 «Экономика», экономический факультет, Ростовский филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», Россия, e-mail: nikagorbatko2016@gmail.com

Экономические отношения Казахстана претерпели значительные изменения за последние десятилетия, чему способствовали реализация политики упрощения процедур торговли в рамках соглашений ВТО, экономическая интеграция в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и заключение соглашений о свободной торговле с рядом ведущих стран мира. Евразийская экономическая интеграция признается одним из действенных способов продвижения Казахстана на устойчивые позиции в системе мирохозяйственных связей. В то же время процедурные и правовые меры регулирования внешней торговли в странах ЕАЭС, в том числе в Казахстане, по многим аспектам остаются сложными и иногда «предъявляют» чрезмерные требования к участникам внешнеэкономической деятельности, создавая барьеры на пути развития торговли, поэтому среди экспертного сообщества продолжаются споры относительно эффективности процедур в ЕАЭС и целесообразности пребывания Казахстана в его составе. Присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу является важнейшим шагом экономической интеграции, что позволило стране получить доступ к крупному региональному рынку, трансграничной инфраструктуре, а также продолжить работу по устранению барьеров для торговли, которые снижают стоимость стратегически важных статей импорта, имеющих решающее значение для промышленности Киргизии. В статье рассмотрена динамика развития таможенного сотрудничества и предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию таможенного законодательства и практики совершения таможенных операций в государствах — членах ЕАЭС.

Литература:

1. Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/ reviews/eksperty-o-eaes-usilenie-konkurencii-na-rynke-eaes-glavnoe-dostijenieevraziiskoi-integracii (дата обращения: 02.04.2022).

2. Указ Президента Республики Казахстан от 21 января 2014 г. № 741 «О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31499136 (дата обращения: 10.04.2022).

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.04.2022).

4. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/14_11_17.aspx (дата обращения: 06.04.2022).

5. Информационная система «АСТАНА-1»: ответы на вопросы бизнеса [Электронный ресурс]. — URL: https://atameken.kz/ru/news/28535informacionnayasistema (дата обращения: 26.04.2022).

6. Автоматизация таможенных процессов сэкономила бизнесу 78 млрд тенге [Электронный ресурс]. — URL: https://inbusiness.kz/ru/news/avtomatizaciyatamozhen nyh-processov-sekonomila-biznesu-78-mlrd-tenge (дата обращения: 26.04.2022).

7. Доклад Евразийской экономической комиссии «О работе по выявлению и устранению барьеров, изъятий и ограничений на внутреннем рынке Евразийского экономического союза за 2019 год» [Электронный ресурс]. — URL: https:// barriers.eaeunion.org/ru-ru/Documents/d12.pdf (дата обращения: 06.04.2022).

8. О таможенном контроле на казахстанско-кыргызской границе рассказали в Комитете госдоходов [Электронный ресурс]. — URL: https://liter.kz/otamozhennom-kontrole-na-kazahstansk/ (дата обращения: 30.04.2022).

9. Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — URL: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/eksperty-oeaes-usilenie-konkurencii-na-rynke-eaes-glavnoe-dostijenie-evraziiskoi-integracii (дата обращения: 06.04.2022).

1. Oficial`ny`j informacionny`j resurs Prem`er-Ministra Respubliki Kazaxstan. Available at: https://primeminister.kz/ru/news/reviews/eksperty-o-eaes-usileniekonkurencii-na-rynke-eaes-glavnoe-dostijenie-evraziiskoi-integracii (аccessed: 02.04.2022) (in Russian).

2. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazaxstan ot 21 yanvarya 2014 goda № 741 "O Koncepcii vneshnej politiki Respubliki Kazaxstan na 2014-2020 gody`". Available at: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31499136 (аccessed: 10.04.2022) (in Russian).

3. Tamozhenny`j kodeks Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza (red. ot 29.05.2019) (prilozhenie N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_215315/ (asccessed: 20.04.2022) (in Russian).

4. Oficial`ny`j sajt Evrazijskoj e`konomicheskoj komissii. Available at: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14_11_17.aspx (asccessed: 06.04.2022) (in Russian).

5. Informacionnaya sistema "ASTANA-1": otvety` na voprosy` biznesa. Available at: https://atameken.kz/ru/news/28535-informacionnayasistema (asccessed: 26.04.2022) (in Russian).

6. Avtomatizaciya tamozhenny`x processov se`konomila biznesu 78 mlrd. tenge. Available at: https://inbusiness.kz/ru/news/avtomatizaciya-tamozhennyhprocessov-sekonomila-biznesu-78-mlrd-tenge (asccessed: 26.04.2022) (in Russian).

7. Doklad Evrazijskoj e`konomicheskoj komissii "O rabote po vy`yavleniyu i ustraneniyu bar`erov, iz``yatij i ogranichenij na vnutrennem ry`nke Evrazijskogo e`konomicheskogo soyuza za 2019 god". Available at: https://barriers.eaeunion.org/ ru-ru/Documents/d12.pdf (asccessed: 06.04.2022). (in Russian).

8. O tamozhennom kontrole na kazaxstansko-ky`rgy`zskoj granice, rasskazali v Komitete gosdoxodov. Available at: https://liter.kz/o-tamozhennom-kontrole-nakazahstansk/ (asccessed: 30.04.2022) (in Russian).

9. Oficial`ny`j sajt Prem`er-Ministra Respubliki Kazaxstan. Available at: https:// primeminister.kz/ru/news/reviews/eksperty-o-eaes-usilenie-konkurencii-na-rynkeeaes-glavnoe-dostijenie-evraziiskoi-integracii (asccessed: 06.04.2022) (in Russian).

По мнению экспертного сообщества, ЕАЭС создал благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности Казахстана, результатом чего стал значительный рост макроэкономических показателей. Валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) увеличился на 13 %, ВВП на душу населения — на 12 %, уровень безработицы сократился на 12 %, инвестиции в основной капитал выросли на 19 % [1]. Присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу является важнейшим шагом экономической интеграции со времени вступления страны в ВТО в 1998 г. Членство Кыргызской Республики в ЕАЭС позволило получить доступ к крупному региональному рынку с совокупным ВВП на общую сумму более 1,5 трлн долл. США и населением, превышающим 180 млн человек, и способствовало росту экспорта. Согласно договоренностям ЕАЭС, Киргизия получает 1,9 % от общего объема таможенных поступлений, что означает новый, относительно стабильный поток налоговых поступлений для страны в дополнение к более высоким доходам от налогообложения НДС импорта из Китая (ранее проводимого в рамках упрощенного налогового режима).

Цель данной статьи — провести обзор влияния эффективности нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне ЕАЭС в сфере таможни, транспорта и логистики, на практику ведения бизнеса на примере Республики Казахстан и Кыргызской Республики, а также представить предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства ЕАЭС и практики осуществления деятельности в области внешней торговли [2].

Учитывая ограниченные рамки проведения анализа, в исследовании используется следующая последовательность получения данных и их интерпретации: вопервых, осуществлены сбор и анализ данных; во-вторых, проведена оценка результатов ранее проведенных исследований по данной проблематике; в-третьих, рассмотрена нормативно-правовая база осуществления внешнеэкономической деятельности и, наконец, проанализирована эффективность применения на практике полученных результатов.

Для Цитирования:
Бондаренко А. В., Евграфова О. В., Каменская А. А., Горбатко В. А., Последствия членства Республики Казахстан и Кыргызской Республики в ЕАЭС в сфере таможенного сотрудничества. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: