По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Посетитель как «соавтор» музейной выставки

Олег Николаев Бюро «АртТерра»

Автор статьи делает попытку подойти к конструированию "портрета" посетителя не стандартным способом возрастной и отчасти социальной стратификации, а на основе антропологического экспресс-анализа полей интересов, познавательных установок, доминант деятельности и восприятия.

Чем конкретно может заинтересовать музей разные группы посетителей? Как проектировать те формы музейной экспозиции, которые учитывают «ожидания»? Этот вопрос сегодня задают себе многие музеи. Попытаемся предложить свои варианты ответа на них, разделив всех музейных посетителей на следующие группы.

Особенно эта категория важна для краеведческих музеев, ориентированных на местные сообщества. Здесь музей прежде всего выполняет роль института локальной исторической и культурной памяти. Работая параллельно со спонтанной трансляцией локальной памяти, он чаще всего в реальности не поддерживает ее, а противоречит ей, вводя «внешнюю» официальную точку зрения на местную историю. Но при этом музей в массовом сознании, в отличие от архива (здесь все знают, что хранится официальная информация), заведомо воспринимается как место, где можно получить объективное «человеческое знание» о своей родине и своих предках.

Чем может заинтересовать музей локальное сообщество? Прежде всего форматированием локальной памяти, исходя из ее закономерностей и особенностей. В экспозиции должны быть представлены местные старожильческие роды, локальные династии, корпоративные и профессиональные сообщества, героилегенды локальной истории (мастера-ремесленники, сказочники, балалаечники и песельницы, набожные люди и шуты-балагуры и др.), а также так называемая память ландшафта — об урочищах, деревнях, домах и т.д.1 .

Это многочисленная группа посетителей, ориентированных на практическое знание, для которых на первом месте не «слово», а «дело» (Homo faber).

Среди этой группы можно выделить посетителей, которым интересны технологии. Речь идет не только о традиционных ремеслах, но и о самых разнообразных профессиональных технологиях: от работы мельника или слесаря до «творческих мастерских» художников и писателей. В археологической экспозиции естественно рассказывать о профессии археолога, а в зале природы — о том, как работают ботаники, зоологи или гидрологи.

Для Цитирования:
Олег Николаев, Посетитель как «соавтор» музейной выставки. Музей. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: