Сколько деревень по факту вымерло, потому что там остались одни старики, сказать трудно — централизованные исследования проводятся далеко не каждый год. Согласно исследованию Высшей школы экономики за 2017 год, в основном отток сельского населения осуществляется в города в тех же регионах: за 2011–2015 годы — ежегодно от 90 до 174 тыс. человек. Отток за счет миграции в города других субъектов федерации меньше — от 31 до 76 тыс. человек ежегодно. При этом наиболее интенсивно теряют сельское население за счет миграций в города других регионов Дальний Восток, Восточная Сибирь и север европейской части России. На сельско-городской тренд здесь накладывается «западный дрейф», в результате чего сельское население ежегодно уменьшается на 1,5–3 %, говорится в исследовании Татьяны Нефедовой из Института географии РАН и Никиты Мкртчяна из Института демографии ВШЭ.
Эксперты отмечают, что уезжает в основном молодежь, которая в 18 лет начинает учиться в вузах, а остаются те, кому за 40 лет. Пенсионеры же, наоборот, переезжают в деревни, ускоряя тем самым старение населения.
К слову, всё больше россиян готовы на переезд в другой регион России ради карьеры: как показал опрос рекрутингового агентства Hays, в 2019 году 51 % были готовы сняться с места и сменить место жительства ради хороших условий. По данным Всемирного банка (правда, в последний раз ситуация исследовалась в далеком 2010 году), россияне переезжают в среднем всего два раза за жизнь, а американцы — тринадцать. Причем чаще всего в России ареал переезда ограничен городами-миллионниками или вообще Санкт-Петербургом и Москвой. А с ними деревня не сможет конкурировать даже при наличии работы и жилья, поскольку проблема сельской местности заключается далеко не только в них.
Многие школьники и их родители даже не догадываются о возможности построить успешную карьеру в АПК с хорошим доходом, замечает Геннадий Сабынин, глава КФХ «Сабынин Г. К.» (Ставропольский край; производство, уборка, сев зерновых, зернобобовых масличных культур). «У меня каждый год повышался средний возраст сотрудников, молодежь совсем не шла на работу, — рассказывает фермер. — Тогда я стал думать, с чем это связано и что с этим можно сделать».