За совершение государственными органами (должностными лицами) действий, выходящих за рамки их полномочий, установлена уголовная (ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации) и гражданско-правовая (ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации) ответственность.
При этом процессуальным законом установлена возможность самостоятельного оспаривания таких действий государственных органов (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гл. 24 АПК РФ). Однако закон не запрещает оценивать законность действий органов в рамках рассмотрения иных категорий дел, в том числе при возмещении ущерба (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.11.2015 г. по делу № А14–1705/2015, оставленное без изменения определением Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2016 г. № 310-АД15–20132).
Полномочия государственных органов могут быть установлены только нормативными правовыми актами.
Нормативно-правовая база
Действующим законодательством Российской Федерации установлено несколько видов проверочных мероприятий, которые уполномочены проводить органы государственного надзора. К ним относятся: плановые, внеплановые проверки, плановые (рейдовые) осмотры (проведение всех этих мероприятий урегулировано Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ)) и административные расследования, проведение которых регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ).
Вопросы возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности также регулируются КоАП РФ.
Предмет проверок:
• соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в процессе его деятельности;