Среди казахстанских безработных немало людей с высшим и средним профессиональным образованием, хотя есть люди без квалификации и образования. И уж совсем много людей работают далеко не по тем специальностям, которые получали в вузах и колледжах, а значит, средства на их обучение оказались потрачены зря, особенно если парень или девушка учились по государственным грантам.
Очень высока доля самостоятельно занятого населения. Как только не пытались снизить этот процент в последние годы — уговаривали даже открывать ИП или КХ карликового толка, лишь бы вывести людей из самозанятых, а по сути, безработных. Вот и обычные две коровенки дома стали причиной перевода людей из самозанятых в другое качество. И одной из главных задач определили несколько лет назад так называемую формализацию самостоятельно занятых граждан. То есть и самозанятые должны трудиться легально, но главное — они должны перестать так называться. Слишком уж очевидна ассоциативность с понятием безработного.
С этой же целью начали внедрять так называемую обусловленную социальную помощь, предполагающую переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам взаимных обязательств. Проще говоря, деньги в качестве социальной помощи семьи стали получать не просто так, а если кто-то в них трудится. Получается так: человек приходит за помощью именно потому, что нет работы, а ему говорят — чтобы получить помощь, иди на работу. И хорошо, если при этом хоть что-нибудь предложат. Тем не менее на обусловленную помощь в области претендуют сотни семей ежегодно.
Ясно, что острее всего безработица ударила по селу, именно оттуда пошел гигантский отток населения в город, а то и за рубеж, если была возможность. Но теперь возникает другая проблема: на сельском рынке труда наблюдается уменьшение численности рабочей силы. И именно для стимулирования дальнейшего развития предпринимательства на селе, открытия новых производств, создания эффективных постоянных мест затевались изменения, которые позже внесли в программу «Дорожная карта занятости — 2020». Улучшили условия микрокредитования на организацию или расширение собственного дела на селе, особенно в животноводстве, увеличили суммы микрокредитов на организацию мелкотоварных производств. Даются и другие преференции. Но все-таки это не привело к существенному изменению ситуации на местах. Значит, проблемы нужно бы проанализировать еще раз, зайдя поглубже в суть современного села. В конце концов если перейти на чиновный язык, то власти не раз подчеркивали: именно усиление работы на местах может привести к положительному эффекту.