Пожалуй, наиболее распространенным в строительстве, включая дорожное, видом грузовика большой грузоподъемности является самосвал. Эти машины перевозят за один рейс тонны навалочных или сыпучих грузов, необходимых строителям, и вывозят с объекта сопоставимые количества грунта, мусора и всего того, чему не место на строительной площадке.
В России и странах бывшего Союза одной из самых массовых моделей самосвалов в течение уже 20 лет является КАМАЗ-65115 грузоподъемностью 15 т с разными вариантами исполнения самосвальной платформы. Выносливость и неприхотливость этой машины сразу снискали ей популярность, причем не только в строительной отрасли: несмотря на то что Камский автозавод регулярно представляет большое количество новинок, эта модель (включая созданный на ее базе полноприводный 6×6 КАМАЗ-65111) до сего дня уверенно держится в топе самых продаваемых машин.
Самосвал КАМАЗ-65115 — трехосный саморазгружающийся автомобиль с двухместной кабиной, традиционно расположенной над двигателем. Подвеска у него рессорная, трансмиссия — механическая. Устанавливаемый на него самосвальный кузов производит НЕФАЗ. На самосвал устанавливается дизельный силовой агрегат производства Cummins (300 л. с.) или КАМАЗ (280 л. с.) экологического класса «Евро-4».
Самосвалы комплектуются самосвальной платформой вместимостью 10 кубометров. Имеются три варианта: ковш / совок прямоугольного профиля с задней разгрузкой; кузов овального профиля также с задней разгрузкой; прямоугольная бортовая платформа с трехсторонней разгрузкой. Кузов самосвала стальной, с различными вариантами навески бортов. Для подъема / опускания применяется гидропривод, включающий коробку отбора мощности с насосом, гидроарматуру и телескопические гидроцилиндры.
Шасси КАМАЗ-65115 может быть укомплектовано кабиной как с высокой крышей, так и без. Различные варианты по колесной базе и, соответственно, монтажной длине рамы допускают установку спецнадстройки разных габаритов и с полной массой установленного технологического оборудования до 15 т. Приличная грузоподъемность, небольшой расход топлива, осевая нагрузка, удовлетворяющая даже минимальным нормативам, вместе с вышеуказанными преимуществами позволяют этой модели и ее разновидностям уверенно лидировать на рынке продаж автомобилей-самосвалов. Надежная рессорная подвеска, балансирная сзади и зависимая на двухлистовых полуэллиптических рессорах спереди, дает возможность без особых последствий эксплуатировать эту машину в любых дорожных условиях.