На самых разных уровнях руководства отраслью культуры неоднократно обращалось внимание на низкую эффективность размещения заказа в сфере культуры через систему госзакупок без учета авторского характера услуг и высокой социальной значимости результата услуг.
Госдума внесла необходимые поправки в действующее законодательство для предотвращения снижения качества предоставляемых населению услуг в сфере культуры и исключения возможности признания победителем закупок неквалифицированных подрядчиков, в том числе предусмотреть систему сертификации качества и систему регистрации авторских прав в сфере культурно-просветительской деятельности.
«Контрактная система в сфере закупок — давняя боль всех учреждений культуры. Мы постарались убрать из 44-ФЗ положения, несовместимые с самой природой творческой деятельности», — прокомментировала готовящиеся поправки Елена Ямпольская.
Нынешний Закон о госзакупках обязывает учреждения культуры при приобретении товаров или услуг устраивать торги, в которых приоритет необходимо отдавать предложению с минимальной ценой.
Что изменилось?
• Увеличили максимально допустимую сумму контракта при заключении сделки с единственным поставщиком. Теперь для единовременной закупки она составляет не более 600 тыс. руб., в годовом объеме — не более 30 млн руб. Закупки у единственного поставщика не могут превышать 50 % всего объема закупок.
• Смягчили требования к закупкам, осуществляемым за счет пожертвований и благотворительных взносов для бюджетных и унитарных предприятий. До 1 октября 2019 года эти учреждения могут изменить свои положения о закупках и план закупок.
• Разрешили музеям, архивам и библиотекам при проведении конкурсов с ограниченным участием, в том числе и в электронной форме, вводить прямой запрет на привлечение субподрядчиков.
• Дали послабление в отношении соблюдения национального режима в системе госзакупок. Теперь учреждения культуры могут отдавать предпочтения и ненациональным поставщикам.