Статья поступила 18.12.2023.
Важнейшим сегментом учреждений культуры являются зоологические парки (зоопарки) и зоологические сады (зоосады) (франц. parc zoologique, jardin zoologique, zoo; исп. parque zoológico, jardín zoológico, casa de fieras, zoo; англ. zoo, zoological garden, animal park). В каких-то случаях зоопарки, зоосады и зоотеатры разделяют, в других случаях их синонимизируют. В каких-то случаях в понятие зоопарка включают понятие аквариума и океанариума, в других случаях их разделяют.
Зоопарки существуют уже тысячи лет. Фактически настенная резьба из Египта и Месопотамии указывает на то, что зоопарки датируются как минимум 2500 г. до Р.Х. На этих резных фигурках зафиксированы экспедиции проводников, которые путешествовали на большие расстояния, чтобы вернуть животных, таких как слоны, медведи, дельфины, жирафы и птицы. Самые ранние зоопарки были «зверинцами» — этим термином обозначалась, как правило, небольшая частная коллекция экзотических животных. Они предназначались для повышения социального статуса и авторитета владельцев, а также для развлечения правящих классов. К началу XIX в. «современный» зоопарк развился. С ростом урбанизации в Европе и в северо-восточной части Америки, а также с увлечением в викторианскую эпоху естественной историей зоопарки в некоторых крупных городах стали привлекать миллионы людей, которые приезжали посмотреть на экзотических животных, привезенных из далеких стран. С тех пор зоопарки изменили свою миссию из-за угрозы исчезновения многих животных и утраты ими среды обитания. С середины XX в. зоопарки сосредоточили свое внимание на сохранении животных и среды их обитания1.
Положительное значение зоопарков для связанных с активным познавательным отдыхом (рекреационных) целей, бесспорно, велико, особенно для детей (для их развития и нравственного воспитания) и для семей с детьми.
Право ребенка посещать зоопарки — комплексное, является производных от многих его прав, в том числе от права ребенка на игру и игрушки2 (понятно, что животные — не игрушки, но игровые формы познания никто не отменял3), от прав на развитие, на образование, на доступ к культурным ценностям и др.