Дата поступления рукописи в редакцию: 13.04.2025
Дата принятия рукописи в печать: 21.04.2025
Выбор профессии — одно из важнейших решений в жизни человека, влияющее на его самоопределение и профессиональную самореализацию. Как правило выбор профессионального пути осуществляется личностью в подростковом периоде развития и представляет собой многократный процесс принятия решений, которые меняются вместе с подростком и его социальным окружением на протяжении взросления.
В отечественной литературе вопросы профессионального выбора и самоопределения наиболее последовательно излучались в работах Э.Ф. Зеера, Е.А.Климова, Н.С. Пряжникова, А. М. Кухарчук и др. Так, Е.А.Климов понимает профессиональный выбор как одно из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов. Выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта, является критерием смысловых и мотивационных поисков и решений человека. [3]
Иногда понятие профессионального самоопределения отождествляется с самостоятельным выбором профессии, который осуществляется личностью на основе глубокого анализа своих внутренних ресурсов, способностей и стремлений. [4]. При анализе мотивационной составляющей профессионального выбора выделяются некоторые факторы, влияющие на процесс профессионального самоопределения:
— востребованность профессии на рынке труда, которая часто связана с перспективами трудоустройства, карьерного роста и материального благополучия;
— возможность самореализации в выбранной сфере, предполагающая раскрытие личностного потенциала, развитие способностей и талантов;
— прагматические соображения, такие как уровень оплаты труда, социальные гарантии, условия работы;
— преимущества, связанные с процессом обучения и дальнейшей профессиональной деятельностью, например, доступность образования, перспективы стажировок и повышения квалификации, командировок, льгот.