По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340 DOI:10.33920/nik-02-2212-06

Понятие «правоохранительные органы» на современном этапе

Григорьева Наталья Владимировна профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, канд. юрид. наук, доцент 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: navlagri@mail.ru
Ярошенко Алексей Андреевич магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: academka2018@mosgu.ru

Статья посвящена понятию «правоохранительные органы» на современном этапе развития государственности. Научно-правовое сообщество до сих пор не может определиться относительно данной дефиниции, так как законодательного закрепления данная правовая единица так и не получила. Материалы статьи могут быть полезны в рамках научного исследования данного вопроса, а также в учебном процессе в рамках юридических направлений подготовки.

Литература:

1. Бобров В.К. Правоохранительные органы в России: учебное пособие с альбомом схем. — М.: МЮИ МВД России, Щит-М., 1999. — 212 с.

2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. — М.: БЕК, 1995. — 320 с.

3. Долгополов П.С. Система правоохранительных органов РФ // СПС КонсультантПлюс, 2019.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31.

5. Лонь С.Л. Правоохранительная деятельность — основа для выделения правоохранительных органов // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования: материалы республиканской науч. конф. — Барнаул: Алтайский ун-т, 2001. — С. 342–346.

6. О методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам. Постановление ЦИК России от 25.07.2018 № 170/1398-7 (ред. от 07.08.2020) (2018) // Вестник ЦИК России. — № 14.

7. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 26.05.2021) (1995) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 29. — Ст. 2759. —17 июля.

8. О государственной регистрации недвижимости (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.10.2021). Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (2015) // Собрание законодательства РФ.— 2015. — № 29 (часть I). — Ст. 4344. — 20 июля.

9. О воинской обязанности и военной службе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) (1998) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475. — 30 марта.

10. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности (СОД 17) (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 28.04.2012 № 19К (852)) (2012) // СПС КонсультантПлюс.

1. Bobrov V.K. Pravookhranitel'nyye organy v Rossii: uchebnoye posobiye s al'bomom skhem. — M.: MYUI MVD Rossii, Shchit-M., 1999. — 212 s.

2. Gutsenko K.F., Kovalev M.A. Pravookhranitel'nyye organy: uchebnik dlya studentov yuridicheskikh vuzov i fakul'tetov. — M.: BEK, 1995. — 320 s.

3. Dolgopolov P.S. Sistema pravookhranitel'nykh organov RF // SPS Konsul'tantPlyus, 2019.

4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. — 2014. — № 31.

5. Lon' S.L. Pravookhranitel'naya deyatel'nost' — osnova dlya vydeleniya pravookhranitel'nykh organov // Rossiyskaya pravovaya sistema: stanovleniye, problemy, puti sovershenstvovaniya: materialy respublikanskoy nauch. konf. — Barnaul: Altayskiy un-t, 2001. — S. 342–346.

6. O metodicheskikh rekomendatsiyakh po obespecheniyu realizatsii izbiratel'nykh prav voyennosluzhashchikh i sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov pri provedenii dopolnitel'nykh vyborov deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii sed'mogo sozyva po odnomandatnym izbiratel'nym okrugam. Postanovleniye TSIK Rossii ot 25.07.2018 № 170/1398-7 (red. ot 07.08.2020) (2018) // Vestnik TSIK Rossii. — № 14.

7. O soderzhanii pod strazhey podozrevayemykh i obvinyayemykh v sovershenii prestupleniy. Federal'nyy zakon ot 15.07.1995 № 103-FZ (red. ot 26.05.2021) (1995) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. — 1995. — № 29. — St. 2759. —17 iyulya.

8. O gosudarstvennoy registratsii nedvizhimosti (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.10.2021). Federal'nyy zakon ot 13.07.2015 № 218-FZ (red. ot 02.07.2021) (2015) // Sobraniye zakonodatel'stva RF.— 2015. — № 29 (chast' I). — St. 4344. — 20 iyulya.

9. O voinskoy obyazannosti i voyennoy sluzhbe (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2021). Federal'nyy zakon ot 28.03.1998 № 53-FZ (red. ot 26.05.2021) (1998) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. — 1998. — № 13. — St. 1475. — 30 marta.

10. Provedeniye Schetnoy palatoy Rossiyskoy Federatsii kontrol'nykh meropriyatiy s uchastiyem pravookhranitel'nykh i inykh gosudarstvennykh organov Rossiyskoy Federatsii. Standart organizatsii deyatel'nosti (SOD 17) (utv. Kollegiyey Schetnoy palaty RF, protokol ot 28.04.2012 № 19K (852)) (2012) // SPS Konsul'tantPlyus.

Система государственного аппарата каждого государства мира включает в себя правоохранительные органы, значение и важность которых невозможно переоценить. Этот правовой институт обеспечивает общественный порядок, охрану и защиту прав, свобод и законных интересов — как граждан и юридических лиц, так и самого государства. Несмотря на регулярное применение данного понятия, оно до сих пор не получило твердого определения в законодательстве. Этот факт обуславливает массовые дискуссии в отношении понятия «правоохранительные органы», так как при его применении возникает множество вопросов. Среди них: какие государственные институты следует, а какие не следует относить к правоохранительным органам; каков состав правоохранительных органов? Эти и многие другие вопросы волнуют научно-правовое сообщество, однако законодатели пока не сделали попытки решить проблему.

Проанализировав работы за последние 20–25 лет по данной тематике, следует отметить тот факт, что ученые-правоведы определяют понятие «правоохранительные органы» через понятие «правоохранительная деятельность». Правоохранительная деятельность выступает основным критерием отнесения государственных органов, институтов и т.д. к числу правоохранителей.

Так что же такое правоохранительная деятельность? К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев указывали, что к правоохранительной деятельности «следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» [2, c. 4]. В учебном пособии под редакцией В.К. Боброва формулируется, что «...правоохранительная деятельность представляет собой такой вид государственной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными органами и направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав и интересов как отдельной личности, так и целых коллективов, организаций и учреждений» [1, c. 10].

Для Цитирования:
Григорьева Наталья Владимировна, Ярошенко Алексей Андреевич, Понятие «правоохранительные органы» на современном этапе. Ученый совет. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: