Понятие «дискурс» — одно из основных понятий в науках, изучающих коммуникативные процессы. Дискурс в широком смысле — это «разновидность текста, взятого в бытийном и событийном аспектах» [2, c. 152]. Дискурс (от лат. discursus — «бегание взад-вперед», «движение, круговорот»; от франц. Discurs — «беседа, разговор, способ говорения») — это многозначный термин гуманитарных наук, изучающих способы функционирования языка (лингвистика, семиотика, социальная философия, антропология и др.). Понятие «дискурс» интегрирует представления о тексте, диалоге, стиле и языке.
Педагогический дискурс — смыслообразующая деятельность, регламентируемая историческими и социокультурными кодами (традициями), направленная на воспроизводство, трансляцию и регуляцию определенных ценностей, знаний и моделей поведения. И.А. Колесникова предлагает несколько вариантов определения педагогического дискурса [2, c. 153]: «целостная характеристика речевой составляющей педагогического взаимодействия, взятого в качестве самостоятельного явления; специфическое профессиональное речевое “наполнение” той или иной коммуникативной ситуации, разворачивающейся в рамках образовательного процесса; научно-методический контекст рассмотрения идеальной модели педагогической коммуникации, делающий возможным критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий ее участников (по Ю. Хабермасу)».
В этом контексте проблема педагогического дискурса выражается в поиске и реализации адекватных когнитивных и коммуникативных средств, отражающих профессиональные, культурные, экзистенциальные идеалы образования и конструирующих профессиональные, социокультурные, личностные идентичности.
Дискурс — это необходимое условие существования социокультурных феноменов. Педагогический дискурс — это своеобразное «проговаривание» будущего или желаемого положения дел в социокультурной действительности. Педагогический дискурс построен на описании, во-первых, профессионального образования, во-вторых, социокультурного воспроизводства и, в-третьих, воспитания личности. В дискурсной практике осуществляются такие культурные функции образования, как непрерывное конструирование, воспроизводство и поддержание определенных социальных норм.