По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Понятие «педагогический дискурс»

Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании Института системных проектов Московского государственного педагогического университета, Россия, 119311, г. Москва, просп. Вернадского, д. 88. E-mail: krishtofik@gmail.com

В статье показано, что в педагогическом дискурсе отражается фундаментальная проблема содержания образования, обусловленная тем, что в сфере образования всегда присутствуют две противоположные установки: социально-культурная и личностная. С одной стороны, образование — это непрерывное «достраивание» позиции индивида в социокультурном контексте, постоянное включение человека в социальное и культурное поле. С другой стороны, образование ориентировано на стимулирование «личностного роста» (саморазвития), на развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, на создание и развитие индивидуальности. Автор показывает, что вследствие этого в образовании совмещаются как минимум три стратегии: воспроизводство социальной структуры путем подготовки профессионалов и специалистов; воспитание субъектов культуры; формирование уникальной творческой, самостоятельной и свободной личности.

Литература:

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004.

2. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. — М.: Академия, 2007.

Понятие «дискурс» — одно из основных понятий в науках, изучающих коммуникативные процессы. Дискурс в широком смысле — это «разновидность текста, взятого в бытийном и событийном аспектах» [2, c. 152]. Дискурс (от лат. discursus — «бегание взад-вперед», «движение, круговорот»; от франц. Discurs — «беседа, разговор, способ говорения») — это многозначный термин гуманитарных наук, изучающих способы функционирования языка (лингвистика, семиотика, социальная философия, антропология и др.). Понятие «дискурс» интегрирует представления о тексте, диалоге, стиле и языке.

Педагогический дискурс — смыслообразующая деятельность, регламентируемая историческими и социокультурными кодами (традициями), направленная на воспроизводство, трансляцию и регуляцию определенных ценностей, знаний и моделей поведения. И.А. Колесникова предлагает несколько вариантов определения педагогического дискурса [2, c. 153]: «целостная характеристика речевой составляющей педагогического взаимодействия, взятого в качестве самостоятельного явления; специфическое профессиональное речевое “наполнение” той или иной коммуникативной ситуации, разворачивающейся в рамках образовательного процесса; научно-методический контекст рассмотрения идеальной модели педагогической коммуникации, делающий возможным критическое обсуждение и обоснование взглядов и действий ее участников (по Ю. Хабермасу)».

В этом контексте проблема педагогического дискурса выражается в поиске и реализации адекватных когнитивных и коммуникативных средств, отражающих профессиональные, культурные, экзистенциальные идеалы образования и конструирующих профессиональные, социокультурные, личностные идентичности.

Дискурс — это необходимое условие существования социокультурных феноменов. Педагогический дискурс — это своеобразное «проговаривание» будущего или желаемого положения дел в социокультурной действительности. Педагогический дискурс построен на описании, во-первых, профессионального образования, во-вторых, социокультурного воспроизводства и, в-третьих, воспитания личности. В дискурсной практике осуществляются такие культурные функции образования, как непрерывное конструирование, воспроизводство и поддержание определенных социальных норм.

Для Цитирования:
Криштофик Ирина Сергеевна, Понятие «педагогический дискурс». Ученый совет. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: