В современных кризисных условиях, когда выделяемых бюджетных средств недостаточно для эффективного выполнения назначенных функций, одним из способов получения собственных доходов для бюджетных и автономных учреждений является сдача в аренду не используемых зданий или помещений. Получение во временное владение и пользование организациями государственного сектора материальных ценностей также имеет место для целей осуществления общественно важных функций. При этом пользователи финансовой отчетности, в том числе и сами собственники учреждений, обращают внимание на то, какие именно активы были сданы (получены) в аренду, какие расходы были понесены на их содержание и какие доходы были получены от арендных операций. По этой причине актуальным становится вопрос, какие стандарты финансовой отчетности необходимо применять, чтобы обеспечить полное и достоверное представление информации об операциях по аренде в отчетностях арендаторов и арендодателей.
Разумеется, нужно иметь в виду, что стандарты учета, принятые на мировом уровне, — международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС) в отношении учета операций по аренде могут существенно отличаться от положений, к примеру, действующих в рамках российской системы бухгалтерского учета (далее — РСБУ) федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) для организаций государственного сектора.
Для начала стоит отметить, что отражение операций по аренде в соответствии с МСФО для общественного сектора осуществляется на основе положений стандарта МСФО ОС 13 «Аренда», который применяется к годовой отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2008 года [5]. При этом федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», который был разработан на основе МСФО ОС 13 и принят в соответствии с приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258 н, начал применяться для ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями лишь спустя 10 лет (с 1 января 2018 года) [1].