По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Понятие, классификация и отражение информации об аренде в финансовой отчетности в соответствии с требованиями ФСБУ и МСФО ОС

Кришталева Таисия Ивановна доктор, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: tkrishtaleva@mail.ru
Мамедова Галина магистрант факультета учета и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: mamedova10@gmail.com

Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с арендными операциями, их классификацией, а также отражением в бухгалтерском учете и отчетности арендаторов и арендодателей в соответствии с МСФО ОС и ФСБУ для организаций государственного сектора. Получаемые бюджетными учреждениями доходы от операций по сдаче государственного имущества в аренду или расходы по имущественному найму представляют большой интерес для пользователей финансовой отчетности организаций государственного сектора. Правильный выбор стандартов для ведения учета и отражения арендных операций в отчетности во многом может повлиять на достоверность и полноту итоговой информации.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71588992/.

2. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71588960/.

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 16 «Аренда» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.06.2016 № 111н) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_202611/.

4. Легенькова М.К. Применение международных стандартов финансовой отчетности в общественном секторе экономики России // Журнал «Регионология». — 2015. — № 3. — С. 70–78.

5. Сборник «Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора». Официальный перевод на русский язык. Дата публикации: 18.07.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://m.minfi n.ru/ru/document/index. php?id_38=16828&order_38=P_DATE&dir_38=DESC&page_38=1&area_id=38&page_ id=2208&popup=Y.

В современных кризисных условиях, когда выделяемых бюджетных средств недостаточно для эффективного выполнения назначенных функций, одним из способов получения собственных доходов для бюджетных и автономных учреждений является сдача в аренду не используемых зданий или помещений. Получение во временное владение и пользование организациями государственного сектора материальных ценностей также имеет место для целей осуществления общественно важных функций. При этом пользователи финансовой отчетности, в том числе и сами собственники учреждений, обращают внимание на то, какие именно активы были сданы (получены) в аренду, какие расходы были понесены на их содержание и какие доходы были получены от арендных операций. По этой причине актуальным становится вопрос, какие стандарты финансовой отчетности необходимо применять, чтобы обеспечить полное и достоверное представление информации об операциях по аренде в отчетностях арендаторов и арендодателей.

Разумеется, нужно иметь в виду, что стандарты учета, принятые на мировом уровне, — международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (далее — МСФО ОС) в отношении учета операций по аренде могут существенно отличаться от положений, к примеру, действующих в рамках российской системы бухгалтерского учета (далее — РСБУ) федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) для организаций государственного сектора.

Для начала стоит отметить, что отражение операций по аренде в соответствии с МСФО для общественного сектора осуществляется на основе положений стандарта МСФО ОС 13 «Аренда», который применяется к годовой отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2008 года [5]. При этом федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», который был разработан на основе МСФО ОС 13 и принят в соответствии с приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258 н, начал применяться для ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями лишь спустя 10 лет (с 1 января 2018 года) [1].

Для Цитирования:
Кришталева Таисия Ивановна, Мамедова Галина, Понятие, классификация и отражение информации об аренде в финансовой отчетности в соответствии с требованиями ФСБУ и МСФО ОС. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: