Институт саморегулирования в строительстве, получивший право на жизнь в 2009 г., несмотря на поступательное развитие, всегда испытывал давление. Одни критики не желали замечать позитивные отличия новой формы организации и контроля подрядчиков от ушедшего лицензирования, другие заявляли о коммерциализированном подходе отдельных саморегулируемых организаций к выдаче Свидетельств о допуске к работам. Не прекращались также споры о том, кого должны объединять СРО в строительстве, надо ли при этом учитывать ведомственную специализацию тех или иных видов работ, как следует строить отношения с госструктурами.
И вот принято решение о реформировании саморегулирования, изложенного в Федеральном законе от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который с июля 2017 г. кардинальным образом меняет условия работы саморегулируемых организаций. Как и любой другой вновь принимаемый закон, на первых порах он нуждается в разъяснении его положений для широкого круга профессиональных строителей, которые столкнутся с необходимостью его исполнения в самое ближайшее время. Кроме того, практика выполнения любого нового закона влечет за собой разработку ряда подзаконных актов, выявление неучтенных факторов и внесение соответствующих поправок.
Одно из основных изменений в работе института саморегулирования связано с регионализацией деятельности СРО. Теперь организация может получить статус саморегулируемой только в том случае, если она объединяет не менее 100 предприятий, которые зарегистрированы в одном с ней субъекте Российской Федерации. Например, если саморегулируемая организация находится на территории Омской обл., то и объединять она сможет только тех подрядчиков, которые прошли регистрацию в этом регионе.
Но практика работы свидетельствует о том, что до введения регионализации наиболее активными участниками осуществления политики Ассоциации «Национальное объединение строителей» — от разработки стандартов до создания учебных центров — были не региональные, а отраслевые саморегулируемые организации, такие, как, например, СОЮЗДОРСТРОЙ, объединяющий ведущие подрядные предприятия дорожно-транспортного строительства, или СОЮЗАТОМСТРОЙ, объединяющий организации, занимающиеся строительством атомных объектов. Логика именно такого принципа объединений понятна. Несколько сотен предприятий, занятых в одной сфере деятельности, легко находят общий язык и принимают решения в интересах каждого из них. Так, СОЮЗДОРСТРОЙ, который объединил крупнейшие подрядные организации, работающие в дорожно-транспортном строительстве всех федеральных округов и большинства регионов Российской Федерации, имел возможность работать в общеотраслевых интересах как над техническими нормативами, так и над совершенствованием системы квалификационной подготовки специалистов. На основании решений, принимаемых ежегодными общими собраниями саморегулируемой организации, было разработано 56 стандартов СРО, создана система повышения квалификации кадров, в которой были определены базовые ВУЗы для проведения такой работы, согласованы программы обучения, создана база специалистов, насчитывающая более восьми тысяч человек, заявленных предприятиями при получении Свидетельств о допуске к работам.